«Клуб Выпускников СахГУ»

Приглашаем выпускников университета в новое сообщество.

152 просмотра
Читать

Наш клуб создан для обще­ния и раз­ви­тия выпуск­ни­ков Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Основ­ная цель дея­тель­но­сти клу­ба – под­держ­ка и содей­ствие даль­ней­ше­му про­фес­си­о­наль­но­му и карьер­но­му росту выпуск­ни­ков вуза. 

Нам важ­но под­дер­жи­вать связь со все­ми выпуск­ни­ка­ми наше­го уни­вер­си­те­та и мы бы хоте­ли иметь воз­мож­ность сооб­щать Вам о пред­сто­я­щих в вузе собы­ти­ях, при­гла­шать Вас поучаст­во­вать в меро­при­я­ти­ях, про­грам­мах «Клу­ба выпуск­ни­ков» и все­го уни­вер­си­те­та. 

Наде­ем­ся, наш Клуб выпуск­ни­ков поз­во­лит Вам вспом­нить годы уче­бы в уни­вер­си­те­те, встре­тить сво­их ста­рых дру­зей и одно­группни­ков, пооб­щать­ся с люби­мы­ми пре­по­да­ва­те­ля­ми. 

Мы про­сим Вас запол­нить неболь­шую анке­ту, резуль­та­ты кото­рой пой­дут для ана­ли­за мони­то­рин­га тру­до­устрой­ства выпуск­ни­ков вуза, а так­же вы смо­же­те оста­вить свои дан­ные для вступ­ле­ния в «Клуб выпуск­ни­ков». 

Анке­та рас­по­ло­же­на по ссыл­ке: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdq9H-Ms-6AyqntInBo5osqSdwLXTZSDteEQ6ccAA4ymfxHLQ/viewform

Сле­ди­те за ново­стя­ми и полу­чай­те самую све­жую инфор­ма­цию о гото­вя­щих­ся встре­чах, собы­ти­ях и воз­мож­но­стях сотруд­ни­че­ства с вузом!

Памяти педагога…

Ушла из жизни Тамара Андреевна Талагаева.

57 просмотров
Читать

Тала­га­е­ва Тама­ра Андре­ев­на

15.11.1947–25.02.2021

Ушла из жиз­ни педа­гог выс­шей ква­ли­фи­ка­ци­он­ной кате­го­рии, настав­ник, любя­щая мать и жена – Тама­ра Андре­ев­на Тала­га­е­ва. Она все­гда была осо­бым чело­ве­ком – свет­лым, искрен­ним, с пози­тив­ным настро­ем и огром­ным серд­цем.

Её уход – это боль­шая поте­ря для Саха­лин­ской обла­сти. Тама­ра Андре­ев­на была одним из ста­рей­ших экс­кур­со­во­дов в реги­оне. При­дя в эту про­фес­сию в 1971 году, она всю себя посвя­ща­ла люби­мо­му делу. Не пуга­ли её не труд­но­сти ста­нов­ле­ния экс­кур­си­он­но­го дела, ни упа­док отрас­ли в 90‑е годы, ни отсут­ствие пере­вод­чи­ков в пер­вые годы рабо­ты с ино­стран­ны­ми тури­ста­ми. До самых послед­них дней жиз­ни Тама­ра Андре­ев­на откры­ва­ла ост­ро­ва не толь­ко для гостей реги­о­на, но и для жите­лей обла­сти. Её экс­кур­сии – это все­гда был осо­бый вид искус­ства, в кото­ром соче­та­лись глу­бо­кие зна­ния исто­рии, тра­ди­ций и куль­ту­ры с уме­ни­ем во всем видеть лишь пре­крас­ное.

С Южно-Саха­лин­ским педа­го­ги­че­ским кол­ле­джем СахГУ Тама­ра Андре­ев­на была свя­за­на еще со сту­ден­че­ства, так как явля­лась выпуск­ни­цей педучи­ли­ща. В 2003 году Тама­ра Андре­ев­на вер­ну­лась в кол­ледж уже в каче­стве педа­го­га, где 17 лет вела под­го­тов­ку целой пле­я­ды спе­ци­а­ли­стов по сер­ви­су и туриз­му. Выпуск­ни­ки Тама­ры Андре­ев­ны все­гда с радо­стью и бла­го­дар­но­стью при­хо­ди­ли к сво­е­му настав­ни­ку, отда­вая дань высо­ко­му про­фес­си­о­на­лиз­му и искрен­ней увле­чен­но­сти педа­го­га.

Тама­ра Андре­ев­на все­гда была откры­та к ново­вве­де­ни­ям. Имен­но поэто­му, не колеб­лясь ни секун­ды, она при­со­еди­ни­лась к миро­во­му дви­же­нию WorldSkills в каче­стве экс­пер­та ком­пе­тен­ции «Орга­ни­за­ция экс­кур­си­он­ных услуг», вовле­кая в дви­же­ние кол­лег по цеху – опыт­ных экс­кур­со­во­дов Южно-Саха­лин­ска. Неод­но­крат­но была награж­де­на почет­ны­ми гра­мо­та­ми и бла­го­дар­ствен­ны­ми пись­ма­ми Пра­ви­тель­ства Саха­лин­ской обла­сти.

Тама­ра Андре­ев­на осо­бен­но отно­си­лась к жиз­ни, умея радо­вать­ся даже самым про­стым вещам, нико­гда не сето­ва­ла на жизнь, заря­жа­ла окру­жа­ю­щих сво­ей энер­ги­ей и пози­ти­вом.

Адми­ни­стра­ция уни­вер­си­те­та, сотруд­ни­ки, сту­ден­ты и выпуск­ни­ки выра­жа­ют искрен­ние собо­лез­но­ва­ния род­ным и близ­ким, всем, кто знал Тама­ру Андре­ев­ну. Свет­лая память об этом энер­гич­ном и жиз­не­ра­дост­ном чело­ве­ке сохра­нит­ся в наших серд­цах, а его имя – в исто­рии наше­го горо­да и Саха­лин­ской обла­сти.

Высота и андреналин

Студенты СахГУ впервые представят область на Первенстве России по спортивному туризму.

45 просмотров
Читать

Коман­да ост­ров­ных спортс­ме­нов впер­вые отпра­вит­ся на выезд­ные сорев­но­ва­ния по спор­тив­но­му туриз­му. Состя­за­ния прой­дут в рам­ках фести­ва­ля «Поис­ко­во-спа­са­тель­ные рабо­ты – 2021» в Сочи с 26 мар­та по 3 апре­ля.

Шесть юных саха­лин­цев в воз­расте от 16 до 18 лет во гла­ве с капи­та­ном коман­ды будут оспа­ри­вать побе­ду в сорев­но­ва­ни­ях на ком­би­ни­ро­ван­ной дистан­ции. Ребя­та зани­ма­ют­ся на базе турк­лу­ба Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та «Пик». 

Спортс­ме­нам пред­сто­ит пре­одо­леть экс­тре­маль­но-ори­ен­ти­ро­ван­ную дистан­цию, в рам­ках кото­рой они будут при­ме­нять навы­ки спа­се­ния, жиз­не­обес­пе­че­ния и выжи­ва­ния в усло­ви­ях при­род­ной сре­ды. Капи­тан коман­ды и член феде­ра­ции спор­тив­но­го туриз­ма и аль­пи­низ­ма Саха­лин­ской обла­сти Вяче­слав Лаза­рен­ко отме­ча­ет, что успех коман­ды во мно­гом зави­сит от пра­виль­но­го рас­пре­де­ле­ния ролей и спло­чен­но­сти участ­ни­ков. 

- Сей­час дела­ем упор на дистан­цию, отра­ба­ты­ва­ем тех­ни­ку и так­ти­ку дви­же­ния, рабо­та­ем над физи­че­ски­ми пока­за­те­ля­ми. Сами сорев­но­ва­ния пред­став­ля­ют собой поис­ко­во-спа­са­тель­ные рабо­ты, кото­рые зай­мут око­ло трех дней, спать будем очень мало – по 2–3 часа. В свя­зи с таки­ми непро­сты­ми усло­ви­я­ми осо­бое вни­ма­ние мы уде­ля­ем соблю­де­нию пра­вил без­опас­но­сти, – под­черк­нул Вяче­слав.

По сло­вам пре­зи­ден­та феде­ра­ции спор­тив­но­го туриз­ма и аль­пи­низ­ма Саха­лин­ской обла­сти Нины Кас­со­вой, уча­стие в выезд­ных сорев­но­ва­ни­ях – это зна­чи­мое собы­тие для ост­ров­ных спортс­ме­нов. 

- Выезд­ные сорев­но­ва­ния у нас впер­вые, в силу нашей отда­лен­но­сти выез­жать пока не уда­ва­лось. Мы наде­ем­ся достой­но пока­зать себя и занять непло­хое место. У ребят будет воз­мож­ность полу­чить или повы­сить спор­тив­ные раз­ря­ды, а у тре­нер­ско­го соста­ва при­нять уча­стие в обу­ча­ю­щем семи­на­ре и повы­сить судей­скую кате­го­рию. Так­же в рам­ках фести­ва­ля прой­дет слёт тури­сти­че­ских клу­бов со всей Рос­сии, - отме­ти­ла Нина Кас­со­ва.

В Саха­лин­ской обла­сти спор­тив­ный туризм наи­бо­лее актив­но раз­ви­ва­ет­ся в Южно-Саха­лин­ске, с. Соло­вьев­ка и пгт. Ногли­ки. В област­ных сорев­но­ва­ни­ях еже­год­но при­ни­ма­ют уча­стие поряд­ка 200 спортс­ме­нов. 

Софья Шеве­ре­ва рань­ше про­сто люби­ла ходить в похо­ды, а потом узна­ла, что в обла­сти про­хо­дят сорев­но­ва­ния по спор­тив­но­му туриз­му, и реши­ла при­со­еди­нить­ся к тре­ни­ров­кам. 

- На сорев­но­ва­ни­ях мно­го адре­на­ли­на, здесь надо быть собран­ным и знать в каком поряд­ке выпол­нять дей­ствия, так как это вли­я­ет на резуль­тат. Самое слож­ное для меня в про­хож­де­нии дистан­ции – наклон­ная пере­пра­ва, здесь нуж­ны силь­ные руки и сей­час я над этим рабо­таю. 

Лекториум для родителей

Приглашаем на онлайн-лекцию «Психологические особенности в процессе воспитания поколения Z».

40 просмотров
Читать

Лек­тор – Кут­бид­ди­но­ва Рим­ма Анва­ров­на, кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры пси­хо­ло­гии СахГУ, прак­ти­ку­ю­щий пси­хо­лог.

В ходе меро­при­я­тия будут осве­ще­ны сле­ду­ю­щие вопро­сы: тео­рия поко­ле­ний, пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти совре­мен­ных детей: спе­ци­фи­ка обра­бот­ки посту­па­ю­щей инфор­ма­ции, отно­ше­ния с роди­те­ля­ми, само­вос­при­я­тие, уста­нов­ки и цен­но­сти, стра­хи и ожи­да­ния от буду­ще­го.

Мож­но будет зада­вать инте­ре­су­ю­щие вопро­сы в чат и писать ком­мен­та­рии.

Транс­ля­ция состо­ит­ся сего­дня, в 18:30, на youtube-кана­ле СахГУ.

Центр непрерывного образования СахГУ приглашает на обучение по языковым программам

По окончании обучения слушателю выдается сертификат установленного образца.

90 просмотров
Читать
Центр непрерывного образования СахГУ приглашает на обучение по языковым программам:
  • Англий­ский язык по про­грам­ме «American Headway» – 6 уров­ней обу­че­ния.
  • Фран­цуз­ский язык по про­грам­ме «Festival» – 3 уров­ня обу­че­ния
  • Тех­ни­че­ский англий­ский язык
  • Англий­ский язык в неф­те­га­зо­вой отрас­ли
  • Англий­ский язык в дело­вой пере­пис­ке
  • Юри­ди­че­ский англий­ский язык

По окон­ча­нии обу­че­ния слу­ша­те­лю выда­ет­ся сер­ти­фи­кат уста­нов­лен­но­го образ­ца.

Дого­вор на обу­че­ние заклю­ча­ет­ся как с физи­че­ски­ми, так и юри­ди­че­ски­ми лица­ми (кор­по­ра­тив­ное обу­че­ние).

Справ­ки и запись на обу­че­ние про­из­во­дит­ся теле­фо­нам: 8(4242) 45−03−12, 8(4242) 45−23−92, или по адре­су: г. Южно-Саха­линск, ул. Лени­на 296, оф. 1, каб.116 (пере­кре­сток ул. Лени­на – ул. Погра­нич­ная).

Заяв­ки от орга­ни­за­ции при­ни­ма­ют­ся по адре­су элек­трон­ной почты: added@sakhgu.ru

Запись на кур­сы про­во­дит­ся каж­дый буд­ний день с 9.00 до 17.00 часов

#ТрудКрут

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают студенческие отряды.

91 просмотр
Читать

В соот­вет­ствии с Ука­зом Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Феде­ра­ции В.В. Пути­на от 21 фев­ра­ля 2015 г. № 86 уста­нов­лен госу­дар­ствен­ный празд­ник «День рос­сий­ских сту­ден­че­ских отря­дов» (День РСО), кото­рый отме­ча­ет­ся еже­год­но 17 фев­ра­ля.

Дата празд­но­ва­ния Дня РСО опре­де­ле­на на осно­ва­нии того, что 17 фев­ра­ля 2004 года в г. Москве на Все­рос­сий­ском Фору­ме сту­ден­че­ских отря­дов было учре­жде­но Моло­деж­ное обще­рос­сий­ское обще­ствен­ное дви­же­ние «Рос­сий­ские Сту­ден­че­ские Отря­ды».

Дви­же­ние сту­ден­че­ских отря­дов Рос­сии на про­тя­же­нии почти 60 лет явля­ет­ся самым мас­со­вым дви­же­ни­ем и не теря­ет сво­ей акту­аль­но­сти, как сре­ди моло­де­жи, так и для стра­ны. Все­го через шко­лу сту­ден­че­ских отря­дов про­шло более 18 мил­ли­о­нов чело­век.

Празд­ник посвя­щен каж­до­му бой­цу сту­ден­че­ских отря­дов всех поко­ле­ний. В этот день все, кто когда-либо был в сту­ден­че­ском отря­де, наде­ва­ет свою фор­мен­ную курт­ку – бой­цов­ку.

Сего­дня в Саха­лин­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те дей­ству­ют несколь­ко сту­ден­че­ских отря­дов: пожар­но-спа­са­тель­ный, педа­го­ги­че­ский «При­бой», тех­ни­че­ский «Союз», стро­и­тель­ный, путин­ный и дело­про­из­вод­ствен­ный.

Сту­ден­че­ский педа­го­ги­че­ский отряд «При­бой»сту­ден­ты рабо­та­ют вожа­ты­ми в дет­ских оздо­ро­ви­тель­ных лаге­рях и цен­трах Саха­лин­ской обла­сти и за ее пре­де­ла­ми, а так­же зани­ма­ют­ся профори­ен­та­ци­он­ной рабо­той со школь­ни­ка­ми.

Тех­ни­че­ский отряд «Союз»бой­цы при­ни­ма­ют актив­ное уча­стие в орга­ни­за­ции и про­ве­де­нии мно­гих уни­вер­си­тет­ских меро­при­я­тий. Без них не про­хо­дит ни одно меро­при­я­тие наше­го вуза. Вся тех­ни­че­ская сто­ро­на орга­ни­за­ции меро­при­я­тий – их про­фес­си­о­наль­ная сфе­ра.

Пожар­но-спа­са­тель­ный отряд - отряд создан для про­ве­де­ния ава­рий­но-спа­са­тель­ных, поис­ко­во-спа­са­тель­ных и дру­гих видов работ, направ­лен­ных на пре­ду­пре­жде­ние и лик­ви­да­цию послед­ствий чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций при­род­но­го, тех­ни­че­ско­го, эко­ло­ги­че­ско­го и соци­аль­но­го харак­те­ров. Акти­ви­сты отря­да ста­ли участ­ни­ка­ми таких собы­тий, как Все­рос­сий­ский кон­курс «Чело­ве­че­ский фак­тор», обра­зо­ва­тель­ный форум «Век­тор спа­се­ния – Юг» в г. Ростов-на-Дону и мно­гих дру­гих.

Среди лучших студенческих практик

Объединенный совет обучающихся СахГУ стал призером Всероссийского конкурса на лучшую организацию деятельности органов студенческого самоуправления.

104 просмотра
Читать

Все­рос­сий­ский кон­курс на луч­шую орга­ни­за­цию дея­тель­но­сти орга­нов сту­ден­че­ско­го само­управ­ле­ния про­хо­дил в тече­ние все­го 2020 года.

Впер­вые, в каче­стве пилот­ной прак­ти­ки, было про­ве­де­но 6 реги­о­наль­ных эта­пов кон­кур­са с целью обес­пе­че­ния боль­ше­го охва­та обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций участ­ни­ков и объ­ек­тив­но­сти систе­мы отбо­ра фина­ли­стов. Фина­ли­стов опре­де­ля­ли 33 экс­пер­та из чис­ла пред­ста­ви­те­лей моло­деж­ных орга­ни­за­ций, ака­де­ми­че­ско­го сооб­ще­ства, орга­нов испол­ни­тель­ной вла­сти реги­о­наль­но­го и феде­раль­но­го уров­ня. Все­го на кон­курс посту­пи­ло более 350 заявок из 48 реги­о­нов стра­ны.

В рам­ках кон­кур­са участ­ни­ки не про­сто рас­ска­зы­ва­ли о систе­ме сту­ден­че­ско­го само­управ­ле­ния, но и пред­ста­ви­ли реаль­ные прак­ти­ки рабо­ты. Финаль­ные испы­та­ния вклю­ча­ли в несколь­ко круп­ных зада­ний: сту­ден­там нуж­но было решить кейс «Соци­аль­ный хака­тон» и напи­сать эссе «Сту­ден­че­ские объ­еди­не­ния 2035».

По ито­гам, объ­еди­нен­ный совет обу­ча­ю­щих­ся СахГУ вошел в топ‑6 луч­ших сту­ден­че­ских объ­еди­не­ний Рос­сии.

В 2021 году про­грам­ма про­дол­жит свою рабо­ту, в том чис­ле в рам­ках Все­рос­сий­ско­го кон­кур­са. Один из основ­ных при­о­ри­те­тов – про­ве­де­ние выбор­ной кам­па­нии «Твой выбор» направ­лен­ной на орга­ни­за­цию все­об­щих выбо­ров пред­се­да­те­лей сту­ден­че­ских сове­тов в уни­вер­си­те­тах стра­ны.

Узнай, как запустить свой стартап

«Сбер» запустил студенческий акселератор с программой Стэнфордского центра профессионального развития

101 просмотр
Читать

«Сбер» запу­стил обще­рос­сий­ский аксе­ле­ра­тор для сту­ден­тов, аспи­ран­тов, науч­ных сотруд­ни­ков инсти­ту­тов и уни­вер­си­те­тов.

Заяв­ки на уча­стие в SberStudent при­ни­ма­ют­ся до 25 фев­ра­ля.

Про­грам­му для аксе­ле­ра­то­ра раз­ра­бо­тал Стэн­форд­ский центр про­фес­си­о­наль­но­го раз­ви­тия, они же будут пре­по­да­вать участ­ни­кам. На сай­те SberStudent в каче­стве пре­по­да­ва­те­лей ука­за­ны управ­ля­ю­щий дирек­тор NewLine Ventures Майк Лай­онс, осно­ва­тель Ratio Academy и New Line Ventures Педра­ми Мок­ри­ан, парт­нёр Blackhorn Ventures Рэй­монд Левитт и дру­гие.

Аксе­ле­ра­тор бес­плат­ный и прой­дёт в три эта­па — с 1 мар­та по 31 авгу­ста 2021 года. На пер­вом эта­пе участ­ни­ки про­хо­дят онлайн-кур­сы по пред­при­ни­ма­тель­ству, луч­шие коман­ды далее рабо­та­ют с мен­то­ра­ми, а в кон­це про­грам­мы пред­став­ля­ют свои про­ек­ты топ-менедж­мен­ту «Сбе­ра», руко­во­ди­те­лям ком­па­ний, рек­то­рам, инве­сто­рам и биз­нес-анге­лам. Побе­ди­те­ли аксе­ле­ра­то­ра могут полу­чить инве­сти­ции или под­держ­ку, сле­ду­ет из сай­та про­грам­мы.

На онлайн-кур­сах участ­ни­ков научат оце­ни­вать потен­ци­ал пре­вра­ще­ния биз­нес-идеи в пол­но­цен­ный биз­нес, ана­ли­зи­ро­вать соот­вет­ствие про­дук­та рын­ку, выстра­и­вать архи­тек­ту­ру биз­нес-моде­лей, най­ти круп­ных заказ­чи­ков, парт­не­ров и полу­чить пер­вые инве­сти­ции на раз­ви­тие и дру­гое, доба­ви­ли в ком­па­нии.

На связи – Вакканай

Круглый стол с участием студентов СахГУ и университета Вакканай Хокусэй Гакуэн (Япония) прошел в формате онлайн.

199 просмотров
Читать

На про­тя­же­нии преды­ду­щих двух лет япон­ские сту­ден­ты из Вак­ка­ная при­ез­жа­ли на Саха­лин по обме­ну: они в очном фор­ма­те встре­ча­лись с саха­лин­ски­ми сверст­ни­ка­ми, обща­лись, ходи­ли на экс­кур­сии. В этом году из-за пан­де­мии встре­ча была орга­ни­зо­ва­на посред­ством видео­свя­зи. В ходе обще­ния сту­ден­ты двух стран рас­ска­зы­ва­ли на япон­ском язы­ке о сво­их горо­дах, уни­вер­си­те­тах и увле­че­ни­ях.

– Для наших сту­ден­тов, изу­ча­ю­щих япон­ский язык, это очень полез­ная язы­ко­вая прак­ти­ка, – отме­ча­ет доцент кафед­ры восточ­ной фило­ло­гии Оль­га Шаш­ки­на. – Япон­ским сту­ден­там, в свою оче­редь, инте­рес­но послу­шать, как раз­го­ва­ри­ва­ют ино­стран­цы на их род­ном язы­ке.

Круг­лые сто­лы про­хо­дят в рам­ках про­ве­де­ния Года япо­но-рос­сий­ских меж­ре­ги­о­наль­ных и побра­тим­ских обме­нов (2020–2021 г.) и в целях раз­ви­тия меж­ду­на­род­но­го сотруд­ни­че­ства меж­ду СахГУ и уни­вер­си­те­том Вак­ка­най Хокус­эй Гаку­эн. Отме­тим, что парт­нер­ские отно­ше­ния свя­зы­ва­ют два уни­вер­си­те­та вот уже более 30 лет.

Женщины и наука в СахГУ

«Международный день женщин и девочек в науке» – так называется новый праздник, учрежденный резолюцией Генеральной ассамблеи ООН в 2015 году. Отмечают этот день ежегодно 11 февраля.

237 просмотров
Читать

«Меж­ду­на­род­ный день жен­щин и дево­чек в нау­ке» – так назы­ва­ет­ся новый празд­ник, учре­жден­ный резо­лю­ци­ей Гене­раль­ной ассам­блеи ООН в 2015 году. Отме­ча­ют этот день еже­год­но 11 фев­ра­ля.

В этот день мы побе­се­до­ва­ли с жен­щи­на­ми-уче­ны­ми, рабо­та­ю­щи­ми в СахГУ. Каким был их путь в нау­ку? Инте­рес­но ли быть уче­ным? Над чем они рабо­та­ют сей­час и какие пла­ны стро­ят на буду­щее? 

Свет­ла­на Вла­ди­ми­ров­на Абра­мо­ва, заве­ду­ю­щая кафед­рой без­опас­но­сти жиз­не­де­я­тель­но­сти Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Док­тор педа­го­ги­че­ских наук, доцент, ака­де­мик Меж­ду­на­род­ной ака­де­мии наук эко­ло­гии и без­опас­но­сти жиз­не­де­я­тель­но­сти (МАНЭБ). Почет­ный работ­ник сфе­ры обра­зо­ва­ния Рос­сий­ской Феде­ра­ции.

Свет­ла­на Абра­мо­ва

В 1985 году я посту­пи­ла в Южно-Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный педа­го­ги­че­ский инсти­тут на спе­ци­аль­ность «Био­ло­гия и химия» и уже ско­ро поня­ла, что нау­ка – это то, что мне инте­рес­но. Инсти­тут окон­чи­ла с отли­чи­ем, потом рабо­та­ла учи­те­лем био­ло­гии в гим­на­зии №1 Южно-Саха­лин­ска. А в 1994 году пере­шла рабо­тать на кафед­ру био­ло­гии есте­ствен­но-гео­гра­фи­че­ско­го факуль­те­та ЮСГПИ. Навер­ное, имен­но с это­го начал­ся мой путь в нау­ку. 

В какой-то момент судь­ба при­ве­ла меня на кафед­ру без­опас­но­сти жиз­не­де­я­тель­но­сти. Ведь по сути позна­ния в обла­сти био­ло­гии, эко­ло­гии, химии, физи­ки и явля­ют­ся необ­хо­ди­мой базой для изу­че­ния сфер жиз­не­де­я­тель­но­сти. Видя мой инте­рес к это­му, рек­тор СахГУ Борис Миси­ков в 2005 году при­гла­сил меня воз­гла­вить кафед­ру.

За годы суще­ство­ва­ния кафед­ры наши пре­по­да­ва­те­ли и сту­ден­ты мно­го­крат­но заво­е­вы­ва­ли при­зо­вые места на кон­кур­сах науч­но-иссле­до­ва­тель­ских работ, полу­чи­ли десят­ки сви­де­тельств в науч­ных раз­ра­бот­ках в обла­сти без­опас­но­сти жиз­не­де­я­тель­но­сти. Было защи­ще­но пять кан­ди­дат­ских и две док­тор­ские дис­сер­та­ции. А вооб­ще наши ком­плекс­ные иссле­до­ва­ния объ­еди­ня­ют уче­ных из вузов Санкт-Петер­бур­га, Ниж­не­го Нов­го­ро­да, Бла­го­ве­щен­ска. Мы вза­и­мо­дей­ству­ем в меж­ду­на­род­ном плане с уни­вер­си­те­том Тиба (Япо­ния).

Неко­то­рые счи­та­ют, что ОБЖ – это про­фес­сия для муж­чин. А мне кажет­ся, что­бы быть хоро­шим уче­ным, в том чис­ле в этой сфе­ре, надо иметь преж­де все­го целе­устрем­лен­ность и сме­лость, обла­дать кри­ти­че­ским мыш­ле­ни­ем. Поми­мо это­го, нуж­но быть любо­зна­тель­ным и, навер­ное, най­ти свое место в обще­стве и пони­мать, чего ты достиг­нешь сво­и­ми науч­ны­ми резуль­та­та­ми и какую поль­зу хочешь обще­ству при­не­сти. 

Без­опас­ность жиз­не­де­я­тель­но­сти – это важ­ней­шее ядро в совре­мен­ной педа­го­ги­че­ской рабо­те. Это и волон­тер­ство, и фор­ми­ро­ва­ние ком­пе­тен­ций и навы­ков, как спа­сти себя и сво­их близ­ких, помочь окру­жа­ю­щим. Напри­мер, при помо­щи совре­мен­ной мате­ри­аль­но-тех­ни­че­ской базы мож­но решать про­бле­мы эко­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти, про­бле­мы отхо­дов либо инфор­ма­ци­он­но­го воз­дей­ствия на лич­ность. И вот здесь нам нуж­на нау­ка, нужен уни­вер­си­тет. Преж­де чем что-то менять, нуж­но это науч­но обос­но­вать при помо­щи обо­ру­до­ва­ния и про­ве­де­ния кон­крет­ных иссле­до­ва­ний.

Заня­тие нау­кой – это не про­сто для удо­воль­ствия или само­вы­ра­же­ния, это часть моей жиз­ни. Не ради какой-то галоч­ки, отчет­но­сти, мате­ри­аль­ных благ и обще­ствен­но­го поло­же­ния, а ско­рее даже наобо­рот. Актив­ное заня­тие науч­ной дея­тель­но­стью поз­во­ли­ло мне по-дру­го­му взгля­нуть на мир, на суще­ству­ю­щие про­бле­мы в жиз­ни обще­ства и обра­зо­ва­нии. Такая спе­ци­фи­че­ская область зна­ний как без­опас­ность жиз­не­де­я­тель­но­сти тре­бу­ет ком­плекс­но­го взгля­да на суть вещей и про­цес­сов, про­ис­хо­дя­щих в обще­стве, стране и мире. 

Наде­юсь, все, что я делаю, оста­вит след в нау­ке, пото­му что когда-нибудь дру­гое, под­рас­та­ю­щее и моло­дое поко­ле­ние новых уче­ных при­дет и будет исполь­зо­вать наши резуль­та­ты как осно­ву для раз­ви­тия чего-то ново­го.

Оль­га Рафа­и­лов­на Коко­ри­на, заве­ду­ю­щая кафед­рой физи­че­ской куль­ту­ры и спор­та СахГУ, док­тор педа­го­ги­че­ских наук, про­фес­сор кафед­ры эко­ло­гии, био­ло­гии и при­род­ных ресур­сов. Заве­ду­ю­щая лабо­ра­тор­ным ком­плек­сом меди­ко­био­ло­ги­че­ских основ жиз­не­де­я­тель­но­сти.

Оль­га Коко­ри­на

Не ска­жу, что я силь­но меч­та­ла зани­мать­ся нау­кой до того, как посту­пи­ла в 1998 году в нашу аспи­ран­ту­ру. К тому вре­ме­ни моя про­фес­си­о­наль­ная карье­ра уже прак­ти­че­ски состо­я­лась: я рабо­та­ла в педа­го­ги­че­ском кол­ле­дже заве­ду­ю­щей отде­ле­ни­ем, пре­по­да­ва­те­лем выс­шей кате­го­рии. Но так слу­чи­лось, что на кон­фе­рен­ции по валео­ло­ги­че­ско­му обра­зо­ва­нию в мае 1998 года я позна­ко­ми­лась с моим буду­щим науч­ным руко­во­ди­те­лем Пет­ром Нико­ла­е­ви­чем Пасю­ко­вым – сего­дня он про­фес­сор СахГУ, док­тор педа­го­ги­че­ских наук. 

На кон­фе­рен­ции я дела­ла доклад по сво­е­му иссле­до­ва­нию. Как заве­ду­ю­щая отде­ле­ни­ем я заме­ти­ла, что на 1 кур­се был очень боль­шой отсев, осо­бен­но в пер­вом семест­ре. Кро­ме того, сту­ден­ты начи­на­ли пого­лов­но болеть, на что мно­гие пре­по­да­ва­те­ли реа­ги­ро­ва­ли: дескать, не хотят учить­ся. Ока­за­лось, что не хотят учить­ся еди­ни­цы, а в осно­ве про­блем была нагруз­ка на орга­низм, кото­рая сра­зу же обостря­ла име­ю­щи­е­ся у сту­ден­тов забо­ле­ва­ния. Они про­пус­ка­ли заня­тия, обрас­та­ли задол­жен­но­стя­ми, кто-то потом с тру­дом пре­одо­ле­вал эти барье­ры, а кто-то про­сто ухо­дил из кол­ле­джа.

В тот же год я напи­са­ла две ста­тьи, и Петр Нико­ла­е­вич взял меня в аспи­ран­ту­ру. Рабо­та была очень инте­рес­ной – это 1998–2000 годы, рас­цвет валео­ло­ги­че­ско­го обра­зо­ва­ния. Мы дела­ли мно­гое: пла­но­мер­но обсле­до­ва­ли сту­ден­тов, созда­ли при област­ном депар­та­мен­те обра­зо­ва­ния валео­ло­ги­че­ский совет, куда вошли педа­го­ги, вра­чи и пред­ста­ви­те­ли депар­та­мен­та. Раз в два-три меся­ца засе­да­ли, раз­ра­ба­ты­ва­ли меры, пото­му что ста­ти­сти­ка по забо­ле­ва­е­мо­сти уча­щих­ся в те годы была про­сто ужа­са­ю­щей. 

Сего­дня из-за непра­виль­ных под­хо­дов сло­во «валео­ло­гия» ста­ло раз­дра­жать. Но рабо­та эта не пре­кра­ща­ет­ся. Она необ­хо­ди­ма и нам нуж­но обу­чать школь­ни­ков, сту­ден­тов, да и взрос­лых людей забо­тит­ся о сво­ем здо­ро­вье. Сей­час это уже зре­лая область нау­ки, толь­ко мы теперь боль­ше гово­рим о здо­ро­вье­с­бе­ре­же­нии. И все понят­но в этом сло­ве. Хотя мне часто зада­ют вопрос: «А как же меди­ци­на?» А меди­ци­на при­зва­на лечить, но не фор­ми­ро­вать пра­ви­ла и нор­мы здо­ро­во­го обра­за жиз­ни. 

Сей­час я зани­ма­юсь внед­ре­ни­ем здо­ро­вье­с­бе­ре­га­ю­щих тех­но­ло­гий в обра­зо­ва­тель­ный про­цесс для облег­че­ния адап­та­ции к нагруз­кам, с кото­ры­ми сту­ден­ты встре­ча­ют­ся в уни­вер­си­те­те. Есть иссле­до­ва­ния по здо­ро­вью пре­по­да­ва­те­лей, а вооб­ще охва­че­ны раз­ные сту­пе­ни обра­зо­ва­ния.

В 2013 году я откры­ла в уни­вер­си­те­те лабо­ра­то­рию меди­ко­био­ло­ги­че­ских основ жиз­не­де­я­тель­но­сти. Под­клю­чи­ли обо­ру­до­ва­ние, обсле­до­ва­ли очень мно­го сту­ден­тов на пред­мет скры­тых пато­ло­гий сер­деч­но-сосу­ди­стой систе­мы, дали реко­мен­да­ции. Во мно­гих слу­ча­ях необ­хо­ди­мо даже не лече­ние, а некая про­фи­лак­ти­че­ская кор­рек­ция. 

Напри­мер, мы обсле­до­ва­ли сту­ден­тов-неф­тя­ни­ков, и ока­за­лось, что в ста­ти­сти­ке здо­ро­вья пока ниче­го не меня­ет­ся – как с кон­ца девя­но­стых было 10 % здо­ро­вых выпуск­ни­ков школ, так и не ста­ло хотя бы 15 %. Види­мо, такое вре­мя, мно­го вред­ных фак­то­ров. Мы гово­рим об этом посто­ян­но. 

Еще за сред­ства гран­та я купи­ла обо­ру­до­ва­ние для БОС-тера­пии, сокра­щен­но от «био­ло­ги­че­ская обрат­ная связь». Про­те­сти­ро­ва­ли со сту­ден­та­ми – пока­зы­ва­ет био­ло­ги­че­ский воз­раст 78 лет, а они тре­тий курс! Вот и пред­ставь­те. Эта тех­но­ло­гия осно­ва­на на дыха­тель­ной гим­на­сти­ке, там есть спе­ци­аль­ные дат­чи­ки, тре­на­же­ры, поз­во­ля­ю­щие через дыха­ние выров­нять свое физио­ло­ги­че­ское состо­я­ние, снять аст­ма­ти­че­ские, аллер­ги­че­ские син­дро­мы. В пер­спек­ти­ве мы хотим сде­лать сде­лать в уни­вер­си­те­те «зону здо­ро­вья» для реа­би­ли­та­ции сту­ден­тов после стрес­са и тяже­лых пси­хи­че­ских состо­я­ний.

Нау­ка – это все­гда очень инте­рес­но, это кипе­ние моз­га, поиск новых путей, реше­ний. Это обще­ние с очень боль­шой ауди­то­ри­ей, раз­но­го уров­ня обра­зо­ван­но­сти, раз­ных ста­ту­сов. Я общи­тель­ный чело­век. И мы, обу­чая кого-то, сами чему-то учим­ся, посто­ян­но обме­ни­ва­ем­ся опы­том.

Я пошла в нау­ку когда мне было 40 лет. И мне нуж­но было несколь­ко пере­вер­нуть свой при­выч­ный образ жиз­ни. Но глав­ное начать, а потом уже ты идешь как по лыжне. Поче­му-то очень мно­гие счи­та­ют, что пой­ти в нау­ку надо моло­дым, но реа­ли­зо­вать себя мож­но в любом воз­расте, поверь­те. Не надо боять­ся воз­рас­та, это лишь отмет­ка в пас­пор­те, надо про­сто жить и рабо­тать, тво­рить, и ты все­гда будешь поле­зен.

Рим­ма Анва­ров­на Кут­бид­ди­но­ва, кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры пси­хо­ло­гии, доцент ВАК.

Рим­ма Кут­бид­ди­но­ва

Я закон­чи­ла СахГУ в 2007 году с крас­ным дипло­мом, и с тех пор рабо­таю в уни­вер­си­те­те. 

Когда-то еще в шко­ле у меня были очень слож­ные отно­ше­ния с одно­класс­ни­ка­ми, с учи­те­ля­ми. Но было все­гда инте­рес­но наблю­дать за людь­ми, за их пси­хи­кой: что про­ис­хо­дит у чело­ве­ка, поче­му он дела­ет тот или иной выбор? Поче­му мас­са вли­я­ет на лич­ность? Поче­му одни люди под­да­ют­ся вли­я­нию груп­пы, а дру­гие менее под­да­ют­ся? Как как научить­ся быть спо­кой­ным?

Для меня это было крайне инте­рес­но, и я поста­ви­ла себе цель научить­ся вот это­му спо­кой­ствию. Думаю, что со вре­ме­нем я к это­му при­шла, хотя потре­бо­ва­лось нема­ло вре­ме­ни, сил, изу­че­ния себя и дру­гих людей, что­бы прий­ти к како­му-то рав­но­ве­сию и гар­мо­нии. 

Сфе­ры моих увле­че­ний мно­го­гран­ны. Так, это пси­хо­ло­гия зави­си­мо­сти, пси­хо­ло­гия стрес­са и все виды воз­дей­ствия на чело­ве­ка. Напри­мер, арт-тера­пев­ти­че­ское воз­дей­ствие на пси­хи­че­ские про­цес­сы. Мы изу­ча­ем мето­ды, при­е­мы и тех­ни­ки, как мож­но помочь чело­ве­ку или груп­пе людей – малень­ким или взрос­лым.

Поми­мо это­го, я еще рабо­таю непо­сред­ствен­но в шко­ле с детьми и вижу, что те тех­ни­ки и при­е­мы, кото­рые мы исполь­зо­ва­ли и изу­ча­ли ранее, не совсем под­хо­дят для совре­мен­ных детей. Нау­ка долж­на сей­час раз­ра­бо­тать новые мето­ды, что­бы улуч­шить кон­такт меж­ду отца­ми и детьми. 

В дан­ный момент мы про­во­дим иссле­до­ва­ние о том, как пан­де­мия повли­я­ла на пси­хи­че­ское состо­я­ние людей. По боль­шо­му сче­ту выхо­дит, что наши люди адап­ти­ру­ют­ся к любой сре­де. Кто-то отно­сит­ся к пан­де­мии несе­рьез­но. Есть ряд людей, кото­рые очень обес­по­ко­е­ны сво­им здо­ро­вьем, про­во­дят меди­цин­ские обсле­до­ва­ния, но таких не очень мно­го. Мы чаще ока­зы­ва­ем помощь людям с повы­шен­ной тре­вож­но­стью, кото­рые сами раз­ду­ва­ют в себе пани­че­ские мыс­ли.

В любом слу­чае – чело­век не оди­нок, он опи­ра­ет­ся и на себя, и на сре­ду, кото­рая его окру­жа­ет. У нас очень мно­го детей с нерв­ны­ми тика­ми, эну­ре­за­ми, раз­ны­ми пси­хо­со­ма­ти­че­ски­ми нару­ше­ни­я­ми. Пото­му что окру­жа­ю­щий мир, тре­во­га роди­те­лей и семей­ные кон­флик­ты ока­зы­ва­ют вли­я­ние на ребен­ка. Здесь шко­ла может ока­зать под­держ­ку – глав­ное, что­бы еще педа­го­ги это­го хоте­ли и пони­ма­ли, что они дела­ют с детьми.

Кста­ти, люди на Саха­лине все-таки отли­ча­ют­ся от людей на мате­ри­ке. Ска­зы­ва­ет­ся огра­ни­чен­ное про­стран­ство, сохра­ня­ет­ся ощу­ще­ние ото­рван­но­сти от ком­му­ни­ка­ций. Чем интен­сив­нее сред­ства свя­зи, тем бли­же мы все-таки ста­но­вим­ся к мате­ри­ку. И все же мен­таль­ная уда­лен­ность, изо­ли­ро­ван­ность Саха­ли­на порож­да­ет сво­е­го рода кра­со­ту и уни­каль­ность. Наше иссле­до­ва­ние пока­зы­ва­ет, что здесь люди чаще зада­ют­ся вопро­сом: Кто я? Какой я? Каким я хочу быть?

Вооб­ще без нау­ки, без тео­рии невоз­мож­но постро­ить прак­ти­ку. Что­бы решить про­бле­му на прак­ти­ке, нуж­но пони­мать то, что уже было иссле­до­ва­но уче­ны­ми, нуж­но пони­мать при­чи­ну. А без тео­рии нель­зя пра­виль­но решить прак­ти­че­ские вещи.

Если ска­зать мета­фо­ри­че­ски, то тео­ре­тик – это тот, кто сидит на высо­кой-высо­кой башне и видит, что нахо­дит­ся вокруг. А прак­тик – это тот, кто идет под этой баш­ней и выру­ба­ет себе путь через лес. И если он не спро­сит того, кто сидит высо­ко, то может прий­ти не туда.

Нау­ка раз­ви­ва­ет мыш­ле­ние, ана­ли­ти­че­ские спо­соб­но­сти, дает чет­кое пони­ма­ние при­чин про­ис­хо­дя­щих вещей. Нау­ка без­гра­нич­на, и мож­но иссле­до­вать раз­ные направ­ле­ния, кото­рые не были иссле­до­ва­ны. Она поз­во­ля­ет шире пони­мать мир и быть гиб­че.

Конеч­но, уче­но­му при­хо­дит­ся отка­зы­вать­ся от каких-то вещей, пото­му что нау­ка тре­бу­ет очень мно­го уси­лий, вре­ме­ни на иссле­до­ва­ния, ана­лиз, на напи­са­ние ста­тей, чте­ние науч­ной лите­ра­ту­ры, уча­стие в кон­фе­рен­ци­ях. Навер­ное, в этом смыс­ле муж­чи­нам лег­че, жен­щи­нам мно­го чего еще надо успеть в жиз­ни.

Нау­ка – это не всем нуж­но, не всем инте­рес­но. Тре­бу­ет­ся быть очень сосре­до­то­чен­ным, усид­чи­вы­ми, иметь силу воли, пото­му что хочет­ся пой­ти на море или погу­лять, а ты дол­жен с голо­вой оку­нуть­ся в эти иссле­до­ва­ния. И тако­му чело­ве­ку ста­но­вят­ся неин­те­рес­ны мно­гие быто­вые вещи, зато инте­рес­ны дру­гие, глу­бо­кие – как вот помочь детям из «поко­ле­ния Z», или как раз­ра­бо­тать новую лек­цию.

Ири­на Вла­ди­ми­ров­на Нику­ли­на, науч­ный сотруд­ник Науч­но-иссле­до­ва­тель­ской лабо­ра­то­рии дистан­ци­он­но­го зон­ди­ро­ва­ния Зем­ли СахГУ и РАН.

Ири­на Нику­ли­на

Еще когда учи­лась на вто­ром или тре­тьем кур­се в Саха­лин­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те, к нам при­шел эко­лог Дмит­рий Лиси­цин и пред­ло­жил прой­ти прак­ти­ку в заказ­ни­ке «Восточ­ный»: зани­мать­ся изу­че­ни­ем эко­си­стем заказ­ни­ка, в том чис­ле буры­ми мед­ве­дя­ми. Вот с это­го у меня и воз­ник, навер­ное, самый боль­шой науч­ный инте­рес.

Сего­дня мой науч­ный и педа­го­ги­че­ский стаж состав­ля­ет 12 лет, глав­ные направ­ле­ния дея­тель­но­сти – это эко­ло­гия, гео­гра­фия, гео­эко­ло­гия, био­гео­гра­фи­че­ское кар­то­гра­фи­ро­ва­ние. 

С 2011 года рабо­та­ет про­ект по изу­че­нию и сохра­не­нию саха­лин­ской попу­ля­ции буро­го мед­ве­дя, в кото­ром я участ­вую, и сей­час по резуль­та­там про­ве­ден­ных иссле­до­ва­ний пишу дис­сер­та­цию на тему «Био­гео­гра­фи­че­ское кар­то­гра­фи­ро­ва­ние мест оби­та­ния буро­го мед­ве­дя на Саха­лине и его охра­на». 

Бурый мед­ведь инте­ре­сен вооб­ще про­сто как объ­ект живот­но­го мира. Мы наблю­да­ем за его пове­де­ни­ем как визу­аль­но, так и при помо­щи GPS-ошей­ни­ков, фото­ло­ву­шек, радио­ошей­ни­ков. Про­из­во­дим кар­то­гра­фи­ро­ва­ние, соби­ра­ем мате­ри­ал по участ­кам оби­та­ния буро­го мед­ве­дя, его сезон­ным пере­ме­ще­ни­ям, осо­бен­но­стям пита­ния. 

По сути я «поле­вик» и мне это очень нра­вит­ся. На пер­вом эта­пе самым слож­ным было вой­ти в режим, когда мы рабо­та­ли там с вось­ми утра до вось­ми вече­ра. А потом, навер­ное, еще слож­нее было обра­ба­ты­вать дан­ные – понять спе­ци­фи­ку и прий­ти к каким-то выво­дам.

Знать и изу­чать сезон­ные места оби­та­ния буро­го мед­ве­дя очень важ­но, что­бы реко­мен­до­вать, напри­мер, веде­ние про­из­вод­ствен­ных работ, хозяй­ствен­ной дея­тель­но­сти, стро­и­тель­ных работ, рекре­а­ци­он­ной и тури­сти­че­ской дея­тель­но­сти. То есть все, что свя­за­но с рабо­та­ми в дикой при­ро­де.

Сей­час я рабо­таю над про­ек­том, кото­рый назы­ва­ет­ся «Бурый мед­ведь и чело­век в еди­ной сре­де оби­та­ния». Направ­лен он как раз-таки на попу­ля­ри­за­цию нара­бо­тан­ных зна­ний. Мы про­во­дим лек­ции, инфор­ма­ци­он­ные встре­чи, где рас­ска­зы­ва­ем об осо­бен­но­стях оби­та­ния буро­го мед­ве­дя. Очень часто люди вос­при­ни­ма­ют его про­сто как опас­но­го хищ­ни­ка, кото­ро­го нуж­но истреб­лять, но на самом деле мож­но избе­жать кон­фликт­ные ситу­а­ции, сни­зить рис­ки, уве­ли­чить без­опас­ность, если объ­яс­нить слу­ша­те­лям пра­ви­ла обра­ще­ния с бурым мед­ве­дем на кон­крет­ных при­ме­рах. 

Хотя счи­та­ет­ся, что бурый мед­ведь изу­чен уже очень хоро­шо, но на каж­дой тер­ри­то­рии есть своя спе­ци­фи­ка, свои усло­вия оби­та­ния, осо­бен­но­сти пита­ния, пове­ден­че­ские осо­бен­но­сти. Поэто­му оста­ет­ся очень мно­го вопро­сов, иссле­до­вать мож­но еще мно­го все­го, и пока с мед­ве­дя я не соби­ра­юсь пере­клю­чать­ся. Нуж­но до кон­ца обра­бо­тать уже полу­чен­ный боль­шой мас­сив дан­ных, кото­рый к тому же посто­ян­но попол­ня­ет­ся новы­ми иссле­до­ва­ни­я­ми, кото­рые про­во­дят­ся каж­дый год. 

Мне кажет­ся, что зани­ма­ют­ся нау­кой имен­но те люди, кото­рым это дей­стви­тель­но нра­вит­ся, кото­рые этим «боле­ют». Пото­му что дея­тель­ность эта не все­гда высо­ко­опла­чи­ва­е­мая, не все­гда хва­та­ет инстру­мен­та­рия, вре­ме­ни и так далее. Но нель­зя ска­зать, что уче­ным быть осо­бен­но тяже­ло – так же, как спро­сить у элек­три­ка, тяже­ло быть элек­три­ком, или у бух­гал­те­ра. У каж­до­го свои осо­бен­но­сти, своя спе­ци­фи­ка.

Алек­сандра Алек­сан­дров­на Сала­то­ва, доцент кафед­ры социо­ло­гии СахГУ, кан­ди­дат социо­ло­ги­че­ских наук.

Алек­сандра Сала­то­ва

Нача­лось все еще в стар­ших клас­сах шко­лы. Моя учи­тель­ни­ца по лите­ра­ту­ре – а учи­лась я в мате­ма­ти­че­ском клас­се – ска­за­ла: «Саша, я вижу тебя уни­вер­си­тет­ским про­фес­со­ром». Пом­ню, как я тогда воз­му­ти­лась и поду­ма­ла, что «ни в жизнь!».

Но вот я посту­пи­ла в инсти­тут обу­чать­ся на гос­слу­жа­ще­го – в Ака­де­мию госу­дар­ствен­но­го и муни­ци­паль­но­го управ­ле­ния при пре­зи­ден­те Рес­пуб­ли­ки Татар­стан. А при вузе дей­ство­ва­ла социо­ло­ги­че­ская лабо­ра­то­рия, куда меня взя­ли даже интер­ном, и мне социо­ло­гия очень понра­ви­лась.

После инсти­ту­та я рабо­та­ла на гос­служ­бе, но парал­лель­но уже учи­лась в аспи­ран­ту­ре в Казан­ском феде­раль­ном уни­вер­си­те­те по социо­ло­гии. Защи­ти­лась я толь­ко в 2018 году, при­чем на опре­де­лен­ном эта­пе иссле­до­ва­ний поня­ла, что мне не хва­та­ет про­филь­но­го обра­зо­ва­ния имен­но по социо­ло­гии, поэто­му в том же году завер­ши­ла очную маги­стра­ту­ру по социо­ло­гии, кото­рая мне тоже мно­гое дала.

При­мер­но в это же вре­мя мы пере­еха­ли на Саха­лин, и я про­дол­жи­ла свою дея­тель­ность сна­ча­ла в Инсти­ту­те желез­но­до­рож­но­го транс­пор­та, потом пере­шла в СахГУ, и не пожа­ле­ла. Конеч­но, пре­по­да­ва­ние зани­ма­ет очень мно­го вре­ме­ни – я веду пары по социо­ло­гии, по куль­ту­ро­ло­гии, по соци­аль­ным осно­вам команд­ной рабо­ты и лидер­ства, по социо­ло­гии пра­ва и так далее.

При­мер­но с 2010 года зани­ма­юсь иссле­до­ва­ни­ем рын­ка тру­да и сопут­ству­ю­щих про­цес­сов. Моя кан­ди­дат­ская дис­сер­та­ция была посвя­ще­на вопро­сам без­ра­бо­ти­цы, а сей­час фокус науч­ных инте­ре­сов немно­го сме­стил­ся – теперь меня инте­ре­су­ет тру­до­вая мигра­ция. Это осо­бен­но акту­аль­но для Саха­лин­ской обла­сти: кто сюда при­ез­жа­ет? Кто отсю­да уез­жа­ет? Отку­да берут­ся эти люди? И что их при­вле­ка­ет имен­но сюда и оста­ют­ся ли они здесь на всю свою жизнь?

Глав­ным обра­зом изу­чаю мигра­цию «белых ворот­нич­ков», а имен­но инже­не­ров неф­те­га­зо­вой отрас­ли. Ведь имен­но на Саха­лине рас­по­ло­жен один из самых луч­ших заво­дов по сжи­же­нию газа. Соот­вет­ствен­но, для инже­не­ров неф­те­га­зо­вой отрас­ли здесь про­сто какой-то рай: самые пере­до­вые тех­но­ло­гии, пере­до­вое обо­ру­до­ва­ние, кото­рое в осталь­ных местах еще толь­ко начи­на­ет внед­рять­ся. И сре­ди инже­не­ров даже есть шут­ка: те, кто пора­бо­тал в Рос­сии, хотят пора­бо­тать на Саха­лине, а вот те, кто уже пора­бо­тал здесь, хотят пора­бо­тать в Австра­лии.

Харак­тер­но, что мигра­ция инже­не­ров газо­вой отрас­ли жест­ко при­ло­же­на к опре­де­лен­ным точ­кам, где есть место­рож­де­ния, добы­ча неф­ти и газа, опре­де­лен­ная инфра­струк­ту­ра. Поехать услов­но в любой город Рос­сии и рабо­тать там инже­не­ра­ми они не могут. Было бы инте­рес­но выяс­нить, как будут менять­ся их тру­до­вые тра­ек­то­рии в усло­ви­ях сжи­ма­ния это­го рын­ка в свя­зи с пере­хо­дом на новые виды энер­гии, на новые виды топ­ли­ва.

Иссле­до­ва­ние я виду каче­ствен­ны­ми мето­да­ми, это не анкет­ные опро­сы, к кото­рым все при­вык­ли. Про­во­жу глу­бин­ные интер­вью, то есть отдель­но встре­ча­юсь с инже­не­ра­ми, задаю вопро­сы. Пока завер­шен пилот­ный этап иссле­до­ва­ния. По пер­вич­ным ито­гам я уже летом высту­па­ла в онлайн-фор­ма­те на кон­фе­рен­ции, орга­ни­зо­ван­ной Все­рос­сий­ским цен­тром изу­че­ния обще­ствен­но­го мне­ния. А в апре­ле 2021 года выступ­лю с неболь­шим докла­дом на еже­год­ной кон­фе­рен­ции бри­тан­ской ассо­ци­а­ции социо­ло­гов, чле­ном кото­рой явля­юсь. В этот раз кон­фе­рен­ция про­хо­дит онлайн, у меня будет 15 минут на выступ­ле­ние и еще 15 минут для отве­тов на вопро­сы. Наде­юсь, что это помо­жет мне уви­деть какие-то новые пер­спек­ти­вы.

Даль­ней­шие мои науч­ные пла­ны свя­за­ны тоже с мигра­ци­ей, но пост­тру­до­вой. Это пен­си­он­ная мигра­ция, когда люди хотят пере­ехать с Саха­ли­на в более теп­лые реги­о­ны Рос­сии – в Кали­нин­град, в Сочи, в Крас­но­дар­ский край. И соб­ствен­но, инте­рес­но как раз иссле­до­вать, какие реги­о­ны явля­ют­ся наи­бо­лее при­вле­ка­тель­ны­ми для саха­лин­ских пен­си­о­не­ров. 

Я зани­ма­юсь нау­кой, а имен­но социо­ло­ги­ей, пото­му что мне это очень нра­вит­ся. Социо­ло­гия поз­во­ля­ет уви­деть некое общее в част­ном, необыч­ное в обыч­ном. Каза­лось бы, обыч­ное дело: про­дал чело­век квар­ти­ру и уехал на пен­сию с Саха­ли­на. Но опять же: а какие моти­вы? Поче­му он уехал с Саха­ли­на? Поче­му не остал­ся здесь? Толь­ко ли теп­лый кли­мат его при­вле­ка­ет? Воз­ни­ка­ет куча вопро­сов, кото­рые социо­ло­гия может объ­яс­нить. 

А выс­ший пило­таж – это с помо­щью социо­ло­гии что-то спро­гно­зи­ро­вать, насколь­ко этот тренд отъ­ез­да с Саха­ли­на сохра­нит­ся в буду­щем. И в какую сто­ро­ну вооб­ще меня­ет­ся рынок тру­да.

Мне нра­вит­ся, что социо­ло­гия обла­да­ет инстру­мен­та­ми, кото­рые спо­соб­ны как-то это объ­яс­нить, собрать в кучу и ска­зать: вот как эта кар­ти­на в целом впи­сы­ва­ет­ся в общие тен­ден­ции раз­ви­тия наше­го обще­ства. Но социо­ло­гия тоже меня­ет­ся. Сей­час при­шло пони­ма­ние, что анкет­ный опрос име­ет мно­же­ство огра­ни­че­ний. Поэто­му социо­ло­ги, как и в любой дру­гой нау­ке, изоб­ре­та­ют все новые и новые инстру­мен­ты полу­че­ния инфор­ма­ции о про­цес­сах, про­ис­хо­дя­щих в обще­стве.

Социо­ло­гия посте­пен­но сбли­жа­ет­ся с новым направ­ле­ни­ем – data scientists. Это уче­ные, кото­рые могут ана­ли­зи­ро­вать раз­лич­ные мас­си­вы дан­ных, уже на сты­ке про­грам­ми­ро­ва­ния с мате­ма­ти­кой. А вот зада­ча социо­ло­га как раз интер­пре­ти­ро­вать, поче­му про­ис­хо­дит так, а не ина­че.

Мне нра­вит­ся то, чем я зани­ма­юсь, и не счи­таю труд уче­но­го тяже­лым. Конеч­но, в любой дея­тель­но­сти есть рутин­ные про­цес­сы, кото­рые часто не вид­ны сто­рон­не­му наблю­да­те­лю, но заби­ра­ют при­мер­но 80–90 % вре­ме­ни. Одна­ко резуль­тат, кото­рый выли­ва­ет­ся в какую-то ста­тью или тези­сы, кото­рый поз­во­ля­ет вне­сти свой вклад в нау­ку, вот это ощу­ще­ние дает силы дви­гать­ся даль­ше и жела­ние что-то иссле­до­вать и про­яс­нять.