Учёные, бизнес и власти работают над концепцией развития кампуса СахалинTech

На Сахалине прошла стратегическая сессия «Роль кампуса СахалинTech в подготовке кадров и технологий для энергетики (шельфовые проекты, переработка, новая энергетика)».

30 просмотров
Читать

Стра­те­ги­че­ская сес­сия по созда­нию кам­пу­са миро­во­го уров­ня Саха­линTech собра­ла в Южно-Саха­лин­ске несколь­ко десят­ков экс­пер­тов, сре­ди кото­рых пред­ста­ви­те­ли пра­ви­тель­ства Саха­лин­ской обла­сти, Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, биз­не­са и науч­но­го сооб­ще­ства.

Глав­ная зада­ча пер­вой Саха­лин­ской страт­сес­сии – раз­ра­бот­ка стра­те­гии обес­пе­че­ния кад­ра­ми и тех­но­ло­ги­я­ми веду­щих пред­при­я­тий и инве­сти­ци­он­ных про­ек­тов по направ­ле­нию «Энер­ге­ти­ка» в рам­ках кам­пу­са миро­во­го уров­ня Саха­линTech. По сло­вам гла­вы реги­о­на Вале­рия Лима­рен­ко, он лич­но кон­тро­ли­ру­ет ход стро­и­тель­ства буду­ще­го сту­ден­че­ско­го город­ка.

«Для меня чрез­вы­чай­но важ­но, что­бы у нас появил­ся кам­пус, что­бы наши дети оста­ва­лись на Саха­лине, здесь учи­лись и потом нача­ли зани­мать важ­ные, высо­ко­опла­чи­ва­е­мые рабо­чие места. Уни­вер­си­тет – это люди, это уче­ные, кото­рые могут пере­дать свои зна­ния нашим детям. И эти уче­ные долж­ны рабо­тать вме­сте с биз­не­сом, пото­му что про­сто абстракт­ных зна­ний не быва­ет, нуж­но, что­бы зна­ния так или ина­че были при­клад­ны­ми», – отме­тил Вале­рий Лима­рен­ко.

Вале­рий Лима­рен­ко

Стра­те­ги­че­ская сес­сия стар­то­ва­ла с пле­нар­но­го засе­да­ния, глав­ным моде­ра­то­ром кото­ро­го высту­пил дирек­тор инсти­ту­та обще­ствен­ных стра­те­гий Мос­ков­ской шко­лы управ­ле­ния «СКОЛКОВО» Андрей Вол­ков. Он под­черк­нул, что в послед­ние несколь­ко лет феде­раль­ный центр очень боль­шое вни­ма­ние ока­зы­ва­ет Даль­не­му Восто­ку. Поэто­му ряд сес­сий и боль­ших диа­ло­гов о буду­щем уни­вер­си­тет­ско­го обра­зо­ва­ния про­ис­хо­дит имен­но здесь, а не в Москве. 

– Кам­пус – это лишь инфра­струк­тур­ная обо­лоч­ка, в кото­рой долж­на быть науч­ная и интел­лек­ту­аль­ная жизнь, – счи­та­ет А. Вол­ков. – Сам по себе кам­пус очень важен, но не реша­ет всё. Уни­вер­си­тет дол­жен иметь иссле­до­ва­тель­ские направ­ле­ния и спо­соб­ность пре­вра­щать науч­ные идеи в тех­но­ло­гии и про­дук­ты, в биз­нес. На этот путь вста­ли веду­щие уни­вер­си­те­ты нашей стра­ны, и я рас­счи­ты­ваю, что Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет будет шаг за шагом пере­хо­дить в эту пер­спек­тив­ную модель.

Андрей Вол­ков

На про­тя­же­нии несколь­ких дней экс­пер­ты рабо­та­ли по несколь­ким направ­ле­ни­ям: «Клю­че­вые направ­ле­ния раз­ви­тия реги­о­наль­но­го энер­ге­ти­че­ско­го ком­плек­са и тре­бо­ва­ния на кад­ро­вый потен­ци­ал», «Обра­зо­ва­тель­ная про­грам­ма уни­вер­си­те­та: воз­мож­но­сти и огра­ни­че­ния», груп­па «Науч­но-иссле­до­ва­тель­ская повест­ка реги­о­на» и груп­па «Систе­ма управ­ле­ния парт­нер­ством на кам­пу­се Саха­линTech: Финан­си­ро­ва­ние, кад­ро­вые вопро­сы, нор­ма­тив­ная база».

– У нас здесь четы­ре коман­ды, кото­рые раз­би­ты по тема­ти­кам – это обра­зо­ва­ние, тех­но­ло­гии, управ­ле­ние и науч­но-иссле­до­ва­тель­ские про­ек­ты, – рас­ска­зал и. о. рек­то­ра СахГУ Алек­сандр Самар­дак. – Рабо­ту в груп­пах ведут экс­пер­ты из раз­ных обла­стей – пред­ста­ви­те­ли Ака­де­мии наук, вла­сти, круп­ных ком­па­ний неф­те­га­зо­вой и энер­ге­ти­че­ской отрас­ли. Постро­ить уни­вер­си­тет сей­час – не про­сто создать сте­ны и напол­нить людь­ми, а нуж­ны реаль­ные зада­чи, реаль­ные запро­сы, и каж­дый из парт­нё­ров дол­жен вкла­ды­вать­ся в этот про­цесс. 

Алек­сандр Самар­дак

Напом­ним, 9 авгу­ста был дан старт стро­и­тель­ству пер­вой оче­ре­ди кам­пу­са Саха­линTech. В тор­же­ствен­ной цере­мо­нии при­ня­ли уча­стие Пер­вый заме­сти­тель Руко­во­ди­те­ля Адми­ни­стра­ции Пре­зи­ден­та РФ Сер­гей Кири­ен­ко и гла­ва Мино­бр­на­у­ки Рос­сии Вале­рий Фаль­ков.

Реги­он стал пер­вым из девя­ти побе­ди­те­лей вто­рой вол­ны отбо­ра, кто при­сту­пил к реа­ли­за­ции про­ек­та. Для нас прин­ци­пи­аль­но важ­но дать воз­мож­но­сти для само­ре­а­ли­за­ции моло­де­жи в раз­ных реги­о­нах нашей стра­ны, осо­бен­но на Даль­нем Восто­ке. Для это­го мы так­же запу­сти­ли спе­ци­аль­ный трек госу­дар­ствен­ной про­грам­мы раз­ви­тия вузов «При­о­ри­тет-2030. Даль­ний Восток», участ­ни­ком кото­рой в этом году стал Саха­лин­ский госу­ни­вер­си­тет. Такое дина­мич­ное раз­ви­тие глав­но­го вуза Саха­ли­на будет при­вле­кать сюда людей со всей стра­ны, — сооб­щил тогда Вале­рий Фаль­ков.

В стра­те­ги­че­ской сес­сии при­ня­ла уча­стие дирек­тор Депар­та­мен­та сопро­вож­де­ния наци­о­наль­ных про­ек­тов и орга­ни­за­ции про­ект­ной дея­тель­но­сти Мино­бр­на­у­ки РФ Ната­лья Гвоз­де­ва. По её убеж­де­нию, стра­те­ги­че­ские сес­сии по реа­ли­за­ции кам­пус­ных про­ек­тов – это очень важ­ный фор­мат диа­ло­га меж­ду биз­не­сом, реги­о­наль­ной вла­стью, обра­зо­ва­ни­ем и нау­кой. Кон­ку­рент­ное пре­иму­ще­ство Саха­ли­на и Куриль­ских ост­ро­вов в том, что имен­но здесь в бли­жай­шее вре­мя будут раз­во­ра­чи­вать­ся круп­ные про­из­вод­ства, и основ­ным драй­ве­ром раз­ви­тия дол­жен стать Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет. Перед ним сей­час сто­ят мас­штаб­ные зада­чи по повы­ше­нию каче­ства обра­зо­ва­ния, орга­ни­за­ции иссле­до­ва­ний миро­во­го уров­ня, полу­че­ния про­рыв­ных резуль­та­тов. 

– Сту­дент про­жи­ва­ет в уни­вер­си­те­те одни из луч­ших годов сво­ей жиз­ни, поэто­му ему долж­но быть в этом уни­вер­си­те­те инте­рес­но, здо­ро­во, его жизнь долж­на быть яркой, – убеж­де­на Ната­лья Гвоз­де­ва. – Когда моло­дые люди будут доволь­ны усло­ви­я­ми про­жи­ва­ния и обу­че­ния, они будут и лояль­ны­ми к сво­е­му реги­о­ну. А у реги­о­на име­ют­ся уни­каль­ные кон­ку­рент­ные пре­иму­ще­ства. Во-пер­вых, учить­ся на ост­ро­ве – это про­сто здо­ро­во! Во-вто­рых, гор­но­лыж­ный курорт в цен­тре горо­да, воз­мож­ность выехать на Куриль­ские ост­ро­ва, сёр­финг, то есть вос­пи­та­ние не толь­ко интел­лек­ту­аль­но обра­зо­ван­ной, но ещё и здо­ро­вой лич­но­сти. Поэто­му такое пред­ло­же­ние уни­каль­но для сту­ден­тов из всех реги­о­нов.

Ната­лья Гвоз­де­ва

Все­го в Саха­лин­ской обла­сти прой­дет целый ряд сес­сий по клю­че­вым направ­ле­ни­ям дея­тель­но­сти кам­пу­са Саха­линTech. Финаль­ная страт­сес­сия прой­дет в фев­ра­ле 2024 года.

Напом­ним, в старт стро­и­тель­ства кам­пу­са миро­во­го уров­ня в Южно-Саха­лин­ске был дан 9 авгу­ста. Кам­пус Саха­линTech будет состо­ять из двух объ­ек­тов: сту­ден­че­ско­го город­ка, стро­и­тель­ство кото­ро­го пла­ни­ру­ет­ся завер­шить в 2025 году и науч­но-обра­зо­ва­тель­но­го ком­плек­са, кото­рый будет сдан в кон­це 2026 года.

Про­ект по созда­нию кам­пу­сов явля­ет­ся частью наци­о­наль­но­го про­ек­та «Нау­ка и уни­вер­си­те­ты», реа­ли­зу­е­мо­го Мино­бр­на­у­ки Рос­сии. Он направ­лен на при­вле­че­ние талант­ли­вой моло­де­жи в нау­ку, повы­ше­ние вовле­чен­но­сти про­фес­си­о­наль­но­го сооб­ще­ства в эффек­тив­ное реше­ние стра­те­ги­че­ски важ­ных вопро­сов в науч­ной сфе­ре, а так­же фор­ми­ро­ва­ние у граж­дан стра­ны пол­но­го пред­став­ле­ния о про­рыв­ных дости­же­ни­ях рос­сий­ской нау­ки при вза­и­мо­дей­ствии госу­дар­ства, науч­но­го сооб­ще­ства и биз­не­са.

Все­го было про­ве­де­но два отбо­ра заявок на созда­ние кам­пу­сов, в рам­ках кото­рых выбра­ны 17 про­ек­тов (в 2021 году – 8 про­ек­тов, в 2022 году – 9 про­ек­тов). Это поз­во­лит создать более 70 тысяч мест для под­го­тов­ки кад­ров по при­о­ри­тет­ным для реги­о­нов направ­ле­ни­ям, уве­ли­чит долю обу­ча­ю­щих­ся, систе­ма­ти­че­ски зани­ма­ю­щих­ся нау­кой, а так­же ока­жет поло­жи­тель­ный эффект на при­вле­че­ние в сфе­ру нау­ки моло­де­жи. Кон­цеп­ции кам­пу­сов пред­по­ла­га­ют боль­шое коли­че­ство откры­тых обра­зо­ва­тель­ных про­странств, транс­фор­ми­ру­е­мых ауди­то­рий. Это уни­каль­ная и ком­плекс­ная сре­да для инди­ви­ду­аль­но­го и команд­но­го раз­ви­тия, общей кор­по­ра­тив­ной куль­ту­ры пре­по­да­ва­те­лей, сту­ден­тов и уче­ных. Финан­си­ро­ва­ние это­го про­ек­та будет реа­ли­зо­ва­но как за счет средств феде­раль­но­го и реги­о­наль­но­го бюд­же­тов, так и за счет вне­бюд­жет­ных источ­ни­ков.

ОБЖ на открытом воздухе

Увлекательные уроки ОБЖ для школьников провели члены студенческого пожарно-спасательного отряда СахГУ.

30 просмотров
Читать

Вме­сто обыч­но­го уро­ка в клас­се уче­ни­ков жда­ла пло­щад­ка с тре­мя учеб­ны­ми точ­ка­ми. На пер­вой пло­щад­ке школь­ни­кам пока­зы­ва­ли пра­ви­ла непол­ной раз­бор­ки и сбор­ки авто­ма­та АК-74. Сна­ча­ла сту­ден­ты-спа­са­те­ли поша­го­во раз­би­ра­ли и соби­ра­ли авто­мат перед уча­щи­ми­ся, ком­мен­ти­руя каж­дое дей­ствие, а затем каж­дый вось­ми­класс­ник мог попро­бо­вать само­сто­я­тель­но выпол­нить упраж­не­ние. 

На сле­ду­ю­щей пло­щад­ке ребя­там пред­ла­га­лось прой­ти «парал­лель­ную пере­пра­ву». Сту­ден­ты обес­пе­чи­ва­ли стра­хов­ку и помо­га­ли ребя­там под­нять­ся на верев­ки и спу­стить­ся с них. На тре­тей пло­щад­ке уча­щим­ся объ­яс­ня­ли назна­че­ние и виды неко­то­рых узлов, кото­рые могут при­го­дить­ся как в жиз­ни, так и в экс­тре­маль­ной ситу­а­ции. 

- Подоб­ные прак­ти­ко-ори­ен­ти­ро­ван­ные уро­ки часто про­во­дят­ся сту­ден­та­ми СПСО СахГУ в рам­ках общей про­грам­мы профори­ен­та­ци­он­ных меро­при­я­тий, реа­ли­зу­е­мых кафед­рой без­опас­но­сти жиз­не­де­я­тель­но­сти. Основ­ная цель таких заня­тий не толь­ко обу­чить детей основ­ным пра­ви­лам без­опас­но­сти, но и побу­дить в нем жела­ние сде­лать этот мир луч­ше, ком­форт­ней, посред­ством сво­ей буду­щей про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти, свя­зан­ной с обес­пе­че­ни­ем без­опас­но­сти. - отме­ча­ет стар­ший пре­по­да­ва­тель кафед­ры без­опас­но­сти жиз­не­де­я­тель­но­сти СахГУ Андрей Зава­ли­шин. 

Все­го в меро­при­я­тии при­ня­ло уча­стие 70 ребят из шко­лы №16 г. Южно-Саха­лин­ска и пяте­ро сту­ден­тов 1–3 кур­сов, обу­ча­ю­щих­ся по направ­ле­ни­ям под­го­тов­ки «Тех­но­сфер­ная без­опас­ность», педа­го­ги­че­ское обра­зо­ва­ние: «без­опас­ность жиз­не­де­я­тель­но­сти и тех­но­ло­гия» и по про­фи­лю «исто­рия и обще­ст­во­зна­ние». 

Роль Сахалинского государственного университета в развитии региона обсуждают в областном центре

В Южно-Сахалинске сегодня стартовала стратегическая сессия «Роль кампуса СахалинTech в подготовке кадров и технологий для энергетики».

48 просмотров
Читать

На ней собра­лись десят­ки веду­щих экс­пер­тов стра­ны в сфе­ре выс­ше­го обра­зо­ва­ния, пред­ста­ви­те­ли Ака­де­мии наук и биз­не­са. Их зада­ча – раз­ра­бо­тать стра­те­гию обес­пе­че­ния кад­ра­ми и тех­но­ло­ги­я­ми веду­щих пред­при­я­тий и инве­сти­ци­он­ных про­ек­тов реги­о­на.

– Для нас чрез­вы­чай­но важ­но, что­бы наши дети оста­ва­лись на Саха­лине, что­бы они учи­лись здесь и зани­ма­ли высо­ко­опла­чи­ва­е­мые места. Да и биз­нес не смо­жет быть кон­ку­рен­то­спо­соб­ным без нау­ки в реги­оне. Поэто­му перед уни­вер­си­те­том постав­ле­на зада­ча до 2030 года создать эффек­тив­ную систе­му опе­ре­жа­ю­щей под­го­тов­ки кад­ров и обес­пе­чить науч­но-тех­но­ло­ги­че­ский про­рыв Саха­лин­ской обла­сти. Осо­бо под­черк­ну, что уни­вер­си­тет – это, преж­де все­го, люди, кото­рые смо­гут пере­дать зна­ния нашим детям. И СахГУ сего­дня вплот­ную зани­ма­ет­ся при­вле­че­ни­ем высо­ко­класс­ных пре­по­да­ва­те­лей. Все эти вопро­сы будут в цен­тре вни­ма­ния нашей дис­кус­сии, – отме­тил губер­на­тор Вале­рий Лима­рен­ко.

Участ­ни­кам стра­те­ги­че­ской сес­сии корот­ко рас­ска­за­ли о ряде инвест­про­ек­тов, кото­рые уже реа­ли­зу­ют­ся в обла­сти и кото­рые пред­сто­ит осу­ще­ствить. Это неф­те­га­зо­вый инду­стри­аль­ный парк. Он поз­во­лит лока­ли­зо­вать неф­те­сер­вис­ные услу­ги и обес­пе­чить обслу­жи­ва­ние шель­фо­вых про­ек­тов, а в даль­ней­шем и про­из­водств по глу­бо­кой пере­ра­бот­ке угле­во­до­ро­дов. Идет рабо­та над созда­ни­ем Восточ­но­го водо­род­но­го кла­сте­ра. Пред­по­ла­га­ет­ся орга­ни­за­ция про­из­вод­ства, экс­пор­та и раз­ви­тие внут­рен­не­го потреб­ле­ния водо­ро­да. В парт­нёр­стве со Спе­ци­аль­ным кон­струк­тор­ским бюро средств авто­ма­ти­за­ции мор­ских иссле­до­ва­ний (СКБ САМИ) идет созда­ние Цен­тра водо­род­но­го инжи­ни­рин­га с опыт­ным поли­го­ном. С Роса­то­мом, РЖД и Транс­ма­ш­хол­дин­гом ведет­ся рабо­та по орга­ни­за­ции на Саха­лине пас­са­жир­ско­го желез­но­до­рож­но­го сооб­ще­ния с при­ме­не­ни­ем поез­дов на водо­род­ных топ­лив­ных эле­мен­тах. 

Нема­ло­важ­ным фак­то­ром, кото­рый обес­пе­чит успех этих про­ек­тов, явля­ет­ся созда­ние мощ­но­стей по про­из­вод­ству мик­ро­элек­тро­ни­ки. Это, напри­мер, созда­ние Цен­тра кол­лек­тив­но­го про­ек­ти­ро­ва­ния – дизайн-центр «Cаха­лин» (АО НПЦ «ЭЛВИС» и ООО «ТЕЗОНА»). Все эти про­ек­ты поми­мо кад­ров тре­бу­ют нали­чия серьез­ной науч­ной базы и внед­ре­ния инно­ва­ци­он­ных тех­но­ло­гий.

В рам­ках боль­ших инве­сти­ци­он­ных про­ек­тов до 2025 года будет созда­но свы­ше 15 тысяч новых высо­ко­тех­но­ло­гич­ных рабо­чих мест. Про­гноз потреб­но­сти в кад­рах до 2028 года пока­зы­ва­ет, что будут нуж­ны до 25 тысяч спе­ци­а­ли­стов с выс­шим обра­зо­ва­ни­ем, и почти 44 тыся­чи чело­век со сред­ним про­фес­си­о­наль­ным.

– Губер­на­тор под­черк­нул, что есть колос­саль­ная потреб­ность в кад­рах. Но мы долж­ны знать кон­крет­но, кто нам нужен. Да, мы гото­вим спе­ци­а­ли­стов в обла­сти неф­те­га­зо­во­го дела, энер­ге­ти­ки. Но зача­стую рабо­то­да­те­ли гово­рят, что ком­пе­тен­ции не пол­ные. Поэто­му нам важен их запрос. Вме­сте с тем мы долж­ны спро­гно­зи­ро­вать буду­щие потреб­но­сти в кад­рах, учи­ты­вая раз­ви­тие тех­но­ло­гий, того же искус­ствен­но­го интел­лек­та. Сего­дняш­нее обсуж­де­ние будет посвя­ще­но, в том чис­ле этим вопро­сам, – про­ком­мен­ти­ро­вал и.о. рек­то­ра Саха­лин­ско­го госу­ни­вер­си­те­та Алек­сандр Самар­дак.

Руко­во­ди­тель вуза корот­ко пред­ста­вил экс­пер­там виде­ние раз­ви­тия кам­пу­са миро­во­го уров­ня Саха­линTech, фун­да­мент кото­ро­го зало­жи­ли в Южно-Саха­лин­ске в нача­ле авгу­ста. Стро­и­тель­ство сту­ден­че­ско­го город­ка пла­ни­ру­ет­ся завер­шить в 2025 году, а обра­зо­ва­тель­но­го ком­плек­са — в 2026 году. Напом­ним, про­ект созда­ния кам­пу­сов миро­во­го уров­ня реа­ли­зу­ет­ся в рам­ках наци­о­наль­но­го про­ек­та «Нау­ка и уни­вер­си­те­ты», кото­рый запу­щен по ини­ци­а­ти­ве Пре­зи­ден­та РФ Вла­ди­ми­ра Пути­на.

Моде­ра­то­ром сес­сии высту­па­ет науч­ный руко­во­ди­тель феде­раль­ной про­грам­мы «При­о­ри­тет-2030», про­фес­сор Мос­ков­ской шко­лы управ­ле­ния СКОЛКОВО Андрей Вол­ков. В феде­раль­ной про­грам­ме сего­дня при­ни­ма­ют уча­стие 132 вуза из 56 реги­о­нов Рос­сии, в том чис­ле 12 уни­вер­си­те­тов из реги­о­нов Даль­не­го Восто­ка.

– Уже 10 лет я плот­но вза­и­мо­дей­ствую с веду­щи­ми и реги­о­наль­ны­ми уни­вер­си­те­та­ми. Не сек­рет, что в послед­ние три-четы­ре года очень боль­шой фокус вни­ма­ния феде­раль­но­го цен­тра при­ко­ван к Даль­не­му Восто­ку. Поэто­му наша коман­да сего­дня здесь. Сек­рет успе­ха про­де­мон­стри­ро­вал ряд стран восто­ка за послед­ние деся­ти­ле­тия. Суть в том, что­бы уни­вер­си­тет мог пре­вра­щать науч­ные идеи в конеч­ный про­дукт. На этот путь вста­ли веду­щие уни­вер­си­те­ты стра­ны, но и реги­о­ны долж­ны влить­ся в этот поток. Убеж­ден, что Саха­лин ждет успех на пути раз­ви­тия уни­вер­си­те­та, – поде­лил­ся Андрей Вол­ков.

Сахалинский государственный университет и Дальневосточное отделение Российской академии наук подписали соглашение о сотрудничестве

Подписание состоялось на полях стратегической сессии «Роль кампуса СахалинTech в подготовке кадров и технологий для энергетики (шельфовые проекты, переработка, новая энергетика)».

43 просмотра
Читать

Согла­ше­ние под­пи­са­ли и. о. рек­то­ра СахГУ Алек­сандр Самар­дак и пред­се­да­тель ДВО РАН Юрий Куль­чин при уча­стии губер­на­то­ра Саха­лин­ской обла­сти Вале­рия Лима­рен­ко.

В рам­ках под­пи­сан­но­го согла­ше­ния сто­ро­ны гото­вы объ­еди­нить уси­лия, инфор­ма­ци­он­ные и тех­но­ло­ги­че­ские ресур­сы, кото­рые поз­во­лят реа­ли­зо­вы­вать ряд наци­о­наль­ных про­ек­тов: «Нау­ка и уни­вер­си­те­ты» и «Циф­ро­вая эко­но­ми­ка».

СахГУ и ДВО РАН опре­де­ли­ли для себя при­о­ри­тет­ные направ­ле­ния науч­но-тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия: аль­тер­на­тив­ная энер­ге­ти­ка (вклю­чая водо­род­ные тех­но­ло­гии), неф­те­га­зо­хи­мия и тех­но­ло­гии созда­ния новых мате­ри­а­лов, осво­е­ние био­ре­сур­сов и шель­фа Даль­не­во­сточ­ных морей Рос­сии, мони­то­ринг и пре­ду­пре­жде­ние при­род­ных опас­но­стей (зем­ле­тря­се­ния, цуна­ми, тай­фу­ны, штор­мы, ополз­ни, снеж­ные зано­сы и т.п.), тех­но­ло­гии по пере­ра­бот­ке и ути­ли­за­ции мусо­ра, вклю­чая очи­ще­ние мор­ских, сточ­ных и иных типов вод от раз­лич­ных типов загряз­ни­те­лей, баль­нео­ло­гия и курор­то­ло­гия, созда­ние био­ло­ги­че­ски актив­ных доба­вок к пище, исто­ри­ко-куль­тур­ные и при­род­ные про­цес­сы раз­ви­тия тер­ри­то­рий Саха­лин­ской обла­сти и так далее.

– Сего­дня мы пере­шли на новый уро­вень сотруд­ни­че­ства, – под­черк­нул и. о. рек­то­ра СахГУ Алек­сандр Самар­дак. – Сов­мест­ны­ми уси­ли­я­ми нам пред­сто­ит начать под­го­тов­ку науч­ных, науч­но-тех­ни­че­ских и инже­нер­ных кад­ров в обла­сти гео­ло­гии, неф­те- и газо­до­бы­чи и пере­ра­бот­ки угле­во­до­ро­дов, мор­ских иссле­до­ва­ний, био­ло­гии, химии и в дру­гих смеж­ных обла­стях. Одна из пер­во­сте­пен­ных задач, кото­рую нам нуж­но сей­час решить – это созда­ние лабо­ра­то­рии неф­те­га­зо­хи­мии, кото­рая в буду­щем долж­на стать само­сто­я­тель­ным инсти­ту­том в кам­пу­се Саха­линTech.

Напом­ним, что ранее пра­ви­тель­ство Саха­лин­ской обла­сти и Даль­не­во­сточ­ное отде­ле­ние Рос­сий­ской ака­де­мии наук заклю­чи­ли согла­ше­ние о сотруд­ни­че­стве. Оно поз­во­лит уче­ным орга­ни­зо­вать серию иссле­до­ва­ний по направ­ле­ни­ям, наи­бо­лее зна­чи­мым для эко­но­ми­ки ост­ров­но­го реги­о­на.

«Школа старост» дала студентам СахГУ возможность личного роста

Старосты всех учебных групп собрались на образовательной площадке «Школа старост».

26 просмотров
Читать

Ста­ро­сты всех учеб­ных групп собра­лись на обра­зо­ва­тель­ной пло­щад­ке «Шко­ла ста­рост». Это обра­зо­ва­тель­ный модуль про­ек­та «Моло­дёж­ная модуль­ная шко­ла», кото­рый под­дер­жан Росмо­ло­де­жью и реа­ли­зу­ет­ся в рам­ках гран­то­во­го кон­кур­са. 

– Пер­вич­ная цель – про­сто позна­ко­мить­ся, что­бы ста­ро­сты в раз­ных струк­тур­ных под­раз­де­ле­ни­ях пони­ма­ли, кто их «сосе­ди», как им нала­жи­вать ком­му­ни­ка­цию, – рас­ска­за­ла дирек­тор депар­та­мен­та моло­дёж­ной поли­ти­ки СахГУ Ека­те­ри­на Воло­хо­вич. – А самое важ­ное – созда­ние инсти­ту­та ста­рост в вузе, выстра­и­ва­ние рабо­ты ста­ро­ста­тов внут­ри под­раз­де­ле­ний уни­вер­си­те­та.

Так, на про­ект­ной сес­сии «Шко­лы ста­рост» в рабо­чие груп­пы по обсуж­де­нию вопро­сов вза­и­мо­дей­ствия были под­клю­че­ны пред­ста­ви­те­ли дирек­ции инсти­ту­тов и кол­ле­джей. Этот опыт ока­зал­ся инте­рес­ным как для самих ста­рост, так и для вузов­ских руко­во­ди­те­лей, кото­рые смог­ли глуб­же погру­зить­ся в слож­ную сту­ден­че­скую сре­ду и понять, что же вол­ну­ет наших сту­ден­тов сего­дня. 

Одним из пре­по­да­ва­те­лей «Шко­лы» высту­пил феде­раль­ный экс­перт, кура­тор про­ек­та для ста­рост и тью­то­ров в Уфим­ском уни­вер­си­те­те нау­ки и тех­но­ло­гий Сте­пан Город­ков. 

– «Шко­ла ста­рост» – это боль­шой про­ект и очень насы­щен­ная про­грам­ма, – пояс­ня­ет он. – Рабо­та ста­ро­сты по управ­ле­нию груп­пой, вза­и­мо­дей­ствию с дирек­ци­ей раз­ви­ва­ет у ребят навы­ки управ­ле­ния и даёт воз­мож­но­сти роста. Напри­мер, мы про­ра­ба­ты­ва­ли с ребя­та­ми долж­ност­ную инструк­цию ста­ро­сты, где про­пи­сы­ва­ли все его функ­ции и обя­зан­но­сти. Обсуж­да­ли, как понять, что ста­ро­ста – это уже не твоё и необ­хо­ди­мо ухо­дить с этой долж­но­сти, что­бы не умень­шать эффек­тив­ность груп­пы. У ребят на самом деле в целом все хоро­шо, слож­ных, про­блем­ных момен­тов не было. Мы про­сто выра­ба­ты­ва­ем меха­низм даль­ней­шей рабо­ты и вза­и­мо­дей­ствия.

– Если чест­но, я уже хочу пора­бо­тать со сво­ей груп­пой, создать риту­а­лы и цен­но­сти, над чем мы толь­ко что рабо­та­ли, – поде­ли­лась впе­чат­ле­ни­ем от заня­тий пер­во­курс­ни­ца ЮСПК Кри­сти­на Пис­кун (про­филь «физи­че­ская куль­ту­ра»). – Изна­чаль­но у меня от «Шко­лы ста­рост» не было осо­бых ожи­да­ний, про­сто была цель полу­чить новые воз­мож­но­сти, новое окру­же­ние и узнать новых людей. Мне понра­ви­лось, в целом я доволь­на и хочу, что­бы к нам боль­ше при­ез­жа­ли, рас­ска­зы­ва­ли что-то инте­рес­ное и даль­ше.

В свою оче­редь сту­дент 1 кур­са, буду­щий учи­тель рус­ско­го язы­ка и лите­ра­ту­ры Ники­та Семер­нин уже име­ет опыт ста­ро­сты со шко­лы, поэто­му ему боль­ше все­го был инте­ре­сен учеб­ный блок, посвя­щён­ный нала­жи­ва­нию ком­му­ни­ка­ции внут­ри кол­лек­ти­ва, так как в шко­ле это один кол­лек­тив, а в инсти­ту­те уже совер­шен­но дру­гой. 

– Мы ещё мало зна­ко­мы, но я как ста­ро­ста ста­ра­юсь объ­еди­нять груп­пу. После пар игра­ем в настоль­ные игры, ста­ра­ем­ся выхо­дить в биб­лио­те­ку, соби­ра­ем­ся пой­ти в кар­тин­ную гале­рею, – рас­ска­зал Ники­та. – Очень важ­но най­ти к каж­до­му под­ход. Как ста­ро­ста ты раз­ви­ва­ешь­ся в раз­лич­ных сфе­рах, и в буду­щем, когда я при­ду устра­и­вать­ся на рабо­ту, я думаю, все мои навы­ки помо­гут само­му мне и рабо­то­да­те­лю.

Сахалинцев приглашают на День открытых дверей Банка России

Общероссийский День открытых дверей Банка России пройдет 30 сентября 2023 года. Регулятор примет гостей в 64 городах страны, в том числе в Южно-Сахалинске.

26 просмотров
Читать

День откры­тых две­рей — это воз­мож­ность побы­вать в тер­ри­то­ри­аль­ных учре­жде­ни­ях Цен­траль­но­го бан­ка, узнать о про­шлом и насто­я­щем финан­со­вой систе­мы госу­дар­ства и рос­сий­ских денег. Посе­ти­те­ли позна­ко­мят­ся с исто­ри­че­ски­ми фак­та­ми о денеж­ных зна­ках, уви­дят, что скры­то на совре­мен­ных купю­рах, и научат­ся давать отпор мошен­ни­кам. Меро­при­я­тие будет инте­рес­но посе­ти­те­лям от 14 лет и стар­ше.

«В этом году День откры­тых две­рей в Южно-Саха­лин­ске прой­дет в фор­ма­те тура, это будет ком­плекс актив­но­стей. Посе­ти­те­ли уви­дят наш недав­но открыв­ший­ся музей, побы­ва­ют на мастер-клас­сах от экс­пер­тов по денеж­ным зна­кам Бан­ка Рос­сии. Так­же мы гото­вим корот­кие лек­ции, на кото­рых рас­ска­жем, как защи­щать­ся от кибер­мо­шен­ни­ков», — рас­ска­зал управ­ля­ю­щий Отде­ле­ни­ем Бан­ка Рос­сии по Саха­лин­ской обла­сти Алек­сандр Шка­ру­бо.

Гости не толь­ко полу­чат новые зна­ния, но и забе­рут с собой памят­ные суве­ни­ры, кото­рые сде­ла­ют сво­и­ми рука­ми. Так­же все жела­ю­щие смо­гут сфо­то­гра­фи­ро­вать­ся на рабо­чем месте бан­ков­ско­го слу­жа­ще­го 1950‑х годов.

На все меро­при­я­тия мож­но попасть толь­ко по пред­ва­ри­тель­ной запи­си.

С собой необ­хо­ди­мо взять пас­порт.

День откры­тых две­рей прой­дет по адре­су: г. Южно-Саха­линск, пр. Ком­му­ни­сти­че­ский, 47.

«Молодежь России и Китая: вектор в будущее»

Активисты СахГУ приняли участие в молодежном форуме «Молодежь России и Китая: вектор в будущее».

42 просмотра
Читать

На про­тя­же­нии трех дней Татья­на Соко­ло­ва и Анна Нарын­ская вме­сте со сту­ден­та­ми из дру­гих вузов обсуж­да­ли про­ек­ты по раз­ви­тию сту­ден­че­ских ини­ци­а­тив в обла­сти туриз­ма, доб­ро­воль­че­ства, сту­ден­че­ской нау­ки и сту­ден­че­ских медиа.

Поми­мо моло­де­жи с Даль­не­го Восто­ка и Сиби­ри в фору­ме при­ня­ли уча­стие сту­ден­ты из Севе­ро-восточ­ных про­вин­ций Китая.

– Мой выбор пал на сфе­ру туриз­ма, так как дан­ное направ­ле­ние явля­ет­ся под­хо­дя­щим для мое­го про­фи­ля, - отме­ча­ет Татья­на Соко­ло­ва. – Сей­час мы наблю­да­ем интер­на­ци­о­на­ли­за­ция выс­ше­го обра­зо­ва­ния в Рос­сии. Нашей коман­дой был раз­ра­бо­тан про­ект «Куль­тур­ный кален­дарь», кото­рый при­зван помочь ино­стран­ным сту­ден­там с адап­та­ци­ей. Этот про­ект направ­лен как на куль­тур­но-исто­ри­че­ское, так и на профори­ен­та­ци­он­ное про­све­ще­ние сту­ден­тов. 

Татья­на отме­ча­ет, это был инте­рес­ный опыт ком­му­ни­ка­ции меж­ду рус­ски­ми и китай­ски­ми сту­ден­та­ми, посколь­ку реше­ние пред­ло­жен­ных кей­сов были выпол­не­ны на двух язы­ках от каж­дой коман­ды. 

Форум «Моло­дежь Рос­сии и Китая: век­тор в буду­щее» про­шел с 21 по 23 сен­тяб­ря на базе Тихо­оке­ан­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та (г. Хаба­ровск).

Проект «500 школьников»: внимание, на старт!

Ознакомительный визит в Институт естественных наук и техносферной безопасности был проведён для юных участников проекта «500 школьников»

68 просмотров
Читать

Ребя­там выда­лась воз­мож­ность лич­но осмот­реть лабо­ра­то­рии и обо­ру­до­ва­ние, пооб­щать­ся с сотруд­ни­ка­ми Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. 3 октяб­ря состо­ит­ся тор­же­ствен­ное откры­тие про­ек­та, а с 9 октяб­ря школь­ни­ки нач­нут обу­че­ние по выбран­ным направ­ле­ни­ям. На выбор им даёт­ся мате­ма­ти­ка, физи­ка, искус­ствен­ный интел­лект, химия, био­ло­гия: все есте­ствен­но­на­уч­ные направ­ле­ния, важ­ные для реги­о­на и уни­вер­си­те­та.

– Сего­дня был такой демо-день, когда ребя­там пока­за­ли, что мы под­го­то­ви­ли для них, какие иссле­до­ва­ния наши учё­ные про­во­дят на совре­мен­ном обо­ру­до­ва­нии, – пояс­нил и. о. рек­то­ра СахГУ Алек­сандр Самар­дак. – Рас­ска­за­ли, о чём будет вооб­ще про­грам­ма, как она будет выстро­е­на.

Про­грам­ма не про­сто наце­ле­на на повы­ше­ние уров­ня зна­ний, а сфо­ку­си­ро­ва­на на реаль­ных зада­чах и про­ек­тах, кото­рые ребя­та будут решать, а потом защи­щать. И все это сов­мест­но с настав­ни­ка­ми и парт­нё­ра­ми от орга­ни­за­ций, кото­рые ста­вят эти прак­ти­че­ские зада­чи непо­сред­ствен­но перед уни­вер­си­те­том и ребя­та­ми.

Кура­то­ры про­ек­та дела­ют став­ку на то, что моло­дые люди заин­те­ре­су­ют­ся пред­ло­жен­ны­ми иссле­до­ва­ни­я­ми, и в даль­ней­шем, уже будучи сту­ден­та­ми, про­дол­жат их раз­ви­тие и дове­де­ние до реаль­ных про­дук­тов вме­сте с парт­нё­ра­ми.

– Если у како­го-то школь­ни­ка будет инте­рес к нашим иссле­до­ва­ни­ям, мы можем ему такую воз­мож­ность предо­ста­вить, – рас­ска­за­ла заве­ду­ю­щая лабо­ра­то­ри­ей хими­ко-био­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний СахГУ, кан­ди­дат био­ло­ги­че­ских наук Еле­на Лат­ков­ская. – Он смо­жет сво­и­ми рука­ми рас­ти­рать про­бы, экс­тра­ги­ро­вать ком­по­нен­ты, пора­бо­тать на при­бо­ре, сде­лать базу дан­ных себе по како­му-то объ­ек­ту – допу­стим, по содер­жа­нию угле­ро­да в гре­беш­ке. И если он нач­нёт соб­ствен­ный инте­рес­ный науч­ный про­ект, помо­жем отобрать мате­ри­ал и сде­лать науч­ную рабо­ту по соот­вет­ству­ю­щей тема­ти­ке.

Все заня­тия для уче­ни­ков совер­шен­но бес­плат­ные. Ребя­та будут при­ез­жать уже после заня­тий в шко­ле один раз в неде­лю, поэто­му нагруз­ка не ста­нет слиш­ком боль­шой. Как счи­та­ют кура­то­ры, глав­ная зада­ча – раз­вить кре­а­тив­ный под­ход к реше­нию задач в раз­ных обла­стях, раз­жечь в ребя­тах науч­ное любо­пыт­ство и инте­рес.

– Мне инте­рес­ны точ­ные нау­ки и осо­бен­но мате­ма­ти­ка, и я поду­мал, что этот про­ект – очень непло­хая воз­мож­ность полу­чить более рас­ши­рен­ные зна­ния, – поде­лил­ся уче­ник гим­на­зии №1 г. Южно-Саха­лин­ска Али­шер Юлда­шев. – Ожи­да­ния ещё силь­ней вырос­ли после того, как мы про­шли эту экс­кур­сию, уви­де­ли новый дизайн Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, лабо­ра­то­рии с обо­ру­до­ва­ни­ем за десят­ки мил­ли­о­нов руб­лей. И все очень кра­си­во, вид­но, что рабо­та­ют про­фес­си­о­наль­ные спе­ци­а­ли­сты. Конеч­но же, я думаю, что полу­чу огром­ный багаж зна­ний, при­ни­мая уча­стие в этом про­ек­те.

Про­ект «500 школь­ни­ков» запу­щен по ини­ци­а­ти­ве губер­на­то­ра Саха­лин­ской обла­сти Вале­рия Лима­рен­ко и направ­лен на повы­ше­ние каче­ства обра­зо­ва­ния в есте­ствен­но­на­уч­ной сфе­ре.

Новое научное направление по внедрению лекарственных препаратов может быть создано в СахГУ

Цикл лекций для студентов и медицинских работников прочёл в Сахалинском государственном университете доктор медицинских наук, профессор Медицинского университета «Реавиз» из г. Самары Сергей Литвинов.

83 просмотра
Читать

Цикл лек­ций для сту­ден­тов и меди­цин­ских работ­ни­ков про­чёл в Саха­лин­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те док­тор меди­цин­ских наук, про­фес­сор Меди­цин­ско­го уни­вер­си­те­та «Реа­виз» из г. Сама­ры Сер­гей Лит­ви­нов. Визит в ост­ров­ной уни­вер­си­тет состо­ял­ся в рам­ках реа­ли­за­ции про­грам­мы «При­о­ри­тет 2030. Даль­ний Восток».

Учё­ный изве­стен как раз­ра­бот­чик поли­мер-соле­во­го ком­по­зит­но­го мате­ри­а­ла «ЛитАр», кото­рый успеш­но про­шёл кли­ни­че­ские испы­та­ния в круп­ней­ших лечеб­ных учре­жде­ни­ях Рос­сии и реко­мен­до­ван к про­мыш­лен­но­му про­из­вод­ству. Мате­ри­ал при­ме­ня­ет­ся для запол­не­ния дефек­тов кост­ной тка­ни, хря­ща, а так­же раз­ры­вов мяг­ких тка­ней и не име­ет ана­ло­гов в мире.

Поми­мо чте­ния лек­ций и про­ве­де­ния прак­ти­че­ских заня­тий, в ходе визи­та учё­но­го на Саха­лин так­же наме­че­ны пер­спек­ти­вы сотруд­ни­че­ства в науч­ной сфе­ре. Пред­ва­ри­тель­ные пла­ны обсуж­де­ны на встре­че с и. о. рек­то­ра вуза Алек­сан­дром Самар­да­ком.

Ост­ров­ной уни­вер­си­тет рас­по­ла­га­ет хоро­шо обо­ру­до­ван­ной лабо­ра­то­ри­ей для про­ве­де­ния хими­ко-био­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний, где пред­по­ла­га­ет­ся на мест­ной сырье­вой базе реа­ли­зо­вать про­ек­ты, ори­ен­ти­ро­ван­ные на обес­пе­че­ние насе­ле­ния Саха­лин­ской обла­сти новы­ми раз­ра­бот­ка­ми. Сер­гей Дмит­ри­е­вич готов взять­ся за под­го­тов­ку спе­ци­а­ли­стов для рабо­ты на лабо­ра­тор­ном обо­ру­до­ва­нии.

– Есть про­бле­мы, кото­рые меди­ци­на ещё не реша­ет, а наш мате­ри­ал их реша­ет: напри­мер, гла­у­ко­ма, стрес­со­вое недер­жа­ние мочи, эхи­но­кок­коз, – пояс­ня­ет Сер­гей Лит­ви­нов. – Но для повсе­мест­но­го прак­ти­че­ско­го внед­ре­ния необ­хо­ди­мо пол­но­цен­ное науч­ное обос­но­ва­ние. Поэто­му мы пред­ла­га­ем фор­ми­ро­ва­ние новой науч­ной шко­лы в Саха­лин­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те, свя­зан­ной с исполь­зо­ва­ни­ем мест­ных био­ре­сур­сов.

Сер­гей Лит­ви­нов

Сырье­вая база, кото­рая пла­ни­ру­ет­ся к исполь­зо­ва­нию для раз­ра­бот­ки инно­ва­ци­он­ных био­тех­но­ло­ги­че­ских про­дук­тов и меди­цин­ских пре­па­ра­тов, осно­ва­на на мор­ских оби­та­те­лях. Наи­бо­лее вос­тре­бо­ван­ной ста­нет бурая водо­росль лами­на­рия, кото­рая про­из­рас­та­ет в при­бреж­ных водах.

– При­род­ные запа­сы это­го вида лами­на­рии зна­чи­тель­ны и этот вид воз­мож­но куль­ти­ви­ро­вать на мор­ских мари­куль­тур­ных фер­мах. Инте­рес кол­лег вызва­ли и дру­гие виды гид­ро­бион­тов, кото­рые оби­та­ют в при­бреж­ных водах у о. Саха­лин и извест­ны сво­и­ми био­ло­ги­че­ски актив­ны­ми веще­ства­ми – гре­беш­ки, тре­панг, кор­би­ку­ла, мор­ские ежи и дру­гие виды. Неко­то­рых из них мож­но выра­щи­вать сов­мест­но с лами­на­ри­ей на мор­ских мари­куль­тур­ных фер­мах – сооб­щи­ла кан­ди­дат био­ло­ги­че­ских наук, заве­ду­ю­щая лабо­ра­то­ри­ей хими­ко-био­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний Еле­на Лат­ков­ская

Наря­ду с науч­ны­ми раз­ра­бот­ка­ми, с само­го нача­ла к про­ек­ту долж­ны под­клю­чить­ся пред­при­ни­ма­те­ли, а так­же сту­ден­ты, кото­рые будут при­ни­мать непо­сред­ствен­ное уча­стие в при­ме­не­нии раз­ра­бо­ток на прак­ти­ке.

Андрей Доб­ры­нин

Это начи­на­ние под­дер­жал в том чис­ле дирек­тор Цен­тра геопро­стран­ствен­но­го эко­но­ми­че­ско­го ана­ли­за эко­но­ми­че­ско­го факуль­те­та МГУ име­ни М. В. Ломо­но­со­ва Андрей Доб­ры­нин (г. Москва). Эко­но­ми­че­ский факуль­тет МГУ, имея очень силь­ную кафед­ру эко­но­ми­ки и инно­ва­ций, готов под­клю­чит­ся к про­ек­ту с точ­ки зре­ния опти­ми­за­ции форм вза­и­мо­дей­ствия обра­зо­ва­ния, нау­ки, биз­не­са, госу­дар­ствен­ных струк­тур.

– Это одно из важ­ных направ­ле­ний, тре­бу­ю­щих при­вле­че­ния доста­точ­но серьёз­ных инве­сти­ций. В нынеш­них усло­ви­ях по-дру­го­му долж­на быть выстро­е­на рабо­та, свя­зан­ная со стан­дар­ти­за­ци­ей и меж­ду­на­род­ной сер­ти­фи­ка­ци­ей, патент­ным пра­вом. По мое­му ощу­ще­нию, про­ект может стать очень мас­штаб­ным, даже с точ­ки зре­ния охва­та стран, кото­рые будут заин­те­ре­со­ва­ны в при­ме­не­нии его резуль­та­тов, – счи­та­ет Андрей Доб­ры­нин.

Приглашаем на восхождение

Приглашаем принять участие в восхождении на пик Чехова.

СахГУ
58 просмотров
Читать

24 сен­тяб­ря прой­дет тра­ди­ци­он­ное еже­год­ное вос­хож­де­ние на пик Чехо­ва, при­уро­че­но к 78-летию окон­ча­ния Вто­рой миро­вой вой­ны, осво­бож­де­нию Саха­ли­на и Куриль­ских ост­ро­вов.

Реги­стра­ция и инструк­таж участ­ни­ков нач­нёт­ся в 8:00 воз­ле кафе «Ста­рый друг».

С собой нуж­но взять:

  • мно­го­ра­зо­вую круж­ку;
  • пере­кус, тер­мос с чаем, воду;
  • одеж­ду по пого­де и мак­си­маль­но удоб­ную обувь.

Все вещи необ­хо­ди­мо сло­жить в рюк­зак, что­бы осво­бо­дить руки.

Одно­ра­зо­вая посу­да не предо­став­ля­ет­ся.

Так­же орга­ни­за­то­ры пре­ду­пре­жда­ют:

  • участ­ни­ки до 18 лет допус­ка­ют­ся на марш­рут толь­ко в сопро­вож­де­нии взрос­лых;
  • запре­ще­но упо­треб­ле­ние алко­голь­ных напит­ков на про­тя­же­нии все­го марш­ру­та;
  • вос­хож­де­ние с соба­ка­ми толь­ко в наморд­ни­ках или на повод­ке.

На обрат­ном пути всем жела­ю­щим пред­ло­жат чай.

Если на пике Чехо­ва будет туман, вос­хож­де­ние отме­нят.