ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ НАСТРОЙКИ ВЕРСИИ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

НТВ: Эксперимент по снижению углеводородных выбросов стартует на Сахалине

Саха­лин­ская область уже в бли­жай­шее вре­мя может стать самым зеле­ным реги­о­ном стра­ны.

Там начал­ся пер­вый в Рос­сии кли­ма­ти­че­ский экс­пе­ри­мент по сни­же­нию угле­во­до­род­ных выбро­сов. Уче­ные хотят создать на ост­ро­ве кар­бо­но­вый поли­гон, где будут изу­чать, как оке­ан погло­ща­ет пар­ни­ко­вые газы. Пере­ход на зеле­ные тех­но­ло­гии уже под­дер­жа­ли мно­гие круп­ные пред­при­я­тия Саха­ли­на, а так­же обыч­ные граж­дане, кото­рые мас­со­во пере­во­дят свои маши­ны с бен­зи­на на газ.

Для сотруд­ни­ков Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та залив Ани­ва — дав­ний объ­ект иссле­до­ва­ний. Но то, над чем сей­час рабо­та­ют экс­пер­ты, до сих пор было мало изу­че­но: какую долю пар­ни­ко­вых газов, выде­ля­е­мых про­мыш­лен­ны­ми и ком­му­наль­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми ост­ро­ва, спо­соб­но погло­тить Охот­ское море? Что­бы разо­брать­ся в этом дос­ко­наль­но, на этом участ­ке аква­то­рии созда­дут так назы­ва­е­мый кар­бо­но­вый поли­гон. Угле­род­ный след будут искать в воде, на водо­рос­лях и рако­ви­нах мол­люс­ков.

Ири­на Ведер­ни­ко­ва, дирек­тор Саха­лин­ско­го кли­ма­ти­че­ско­го цен­тра: «Эмис­сия пар­ни­ко­вых газов на тер­ри­то­рии Саха­лин­ской обла­сти поряд­ка 12,2 деся­тых мил­ли­о­нов тонн. А погло­ще­ние око­ло 11 мил­ли­о­нов. Погло­ще­ние имен­но наши­ми управ­ля­е­мы­ми леса­ми. Море здесь не учи­ты­ва­ет­ся».

Если выяс­нит­ся, что остат­ки антро­по­ген­но­го угле­кис­ло­го газа погло­ща­ет мор­ская эко­си­сте­ма, Саха­лин­ская область может объ­явить себя пер­вым угле­род­но-ней­траль­ным рос­сий­ским реги­о­ном. Сни­жать уро­вень выбро­сов пар­ни­ко­вых газов отныне тре­бу­ет феде­раль­ный закон, кото­рый при­ня­ли про­шед­шим летом спу­стя 2 года после рати­фи­ка­ции Париж­ско­го согла­ше­ния по кли­ма­ту.

Вся про­бле­ма в том, что евро­пей­ские эко­ло­ги скеп­ти­че­ски отно­сят­ся к суще­ствен­ной роли лесов и морей в декар­бо­ни­за­ции. Пока саха­лин­ские уче­ные пыта­ют­ся это науч­но обос­но­вать, ост­ров­ные пред­при­я­тия дей­ству­ют по прин­ци­пу «на при­ро­ду надей­ся, но сам не пло­шай». Реги­о­наль­ные вла­сти при­ня­ли мас­штаб­ную про­грам­му по гази­фи­ка­ции котель­ных к 2025 году. Боль­шин­ство из них все еще рабо­та­ют на угле и мазу­те и все вме­сте выде­ля­ют в атмо­сфе­ру льви­ную долю дву­оки­си угле­ро­да — до 90%. Пере­вод объ­ек­тов теп­ло­энер­ге­ти­ки на более эко­ло­гич­ное топ­ли­во, по рас­че­там спе­ци­а­ли­стов, умень­шит вред­ные выбро­сы мини­мум вдвое.

Вале­рий Лима­рен­ко, губер­на­тор Саха­лин­ской обла­сти: «Сто­про­цент­ная гази­фи­ка­ция, что­бы заме­нить уголь, дизель­ное топ­ли­во на газ — это хоро­шо? Да, хоро­шо! И для пла­не­ты, пото­му что умень­ша­ет­ся угле­род­ный след. Это удоб­нее и чище для людей».

Сде­лать выбор в поль­зу при­род­но­го газа чинов­ни­ки Саха­ли­на при­зва­ли и мест­ных авто­вла­дель­цев. В каче­стве сти­му­ла обе­ща­на пол­ная ком­пен­са­ция затрат на пере­обо­ру­до­ва­ние машин под газо­мо­тор­ное топ­ли­во, а это без мало­го 150 тысяч руб­лей.

Фото­граф Артур Пет­ро­сян неко­то­рое вре­мя сомне­вал­ся. Он на авто­мо­биль­ных фору­мах про­чи­тал мно­го недо­воль­ных ком­мен­та­ри­ев о сни­же­нии мощ­но­сти дви­га­те­ля после пере­хо­да на метан, да и местом в багаж­ни­ке, где раз­ме­ща­ют газо­вый бал­лон, не каж­дый готов пожерт­во­вать. Артур при­нял кри­ти­ку к све­де­нию, но от бен­зи­на в ито­ге отка­зал­ся. Твор­че­ская рабо­та часто зовет в доро­гу, воз­мож­ность эко­но­мить на заправ­ках пере­ве­си­ла все мину­сы.

Артур Пет­ро­сян, житель г. Южно-Саха­лин­ска: «Две-две с поло­ви­ной тыся­чи на бен­зин — это то же самое, что 480–500 руб­лей на газ. То есть такой же кило­мет­раж еду что на газе, что на бен­зине. В ито­ге сей­час тра­чу мень­ше в 4 раза».

Нор­мы феде­раль­но­го зако­на об огра­ни­че­нии выбро­сов пар­ни­ко­вых газов фак­ти­че­ски всту­пят в силу с 2023 года. Но Саха­лин­ская область нача­ла жить по новым пра­ви­лам уже сей­час. Реги­он стал тер­ри­то­ри­ей кли­ма­ти­че­ско­го экс­пе­ри­мен­та. Вла­дель­цы круп­ных ком­мер­че­ских пред­при­я­тий ост­ро­ва пер­вы­ми в стране гото­вят подроб­ные отче­ты о борь­бе за угле­род­ный баланс.

Гор­но­руд­ная ком­па­ния наме­ре­на пере­ве­сти дизель­ные само­сва­лы на элек­тро­тя­гу и в пер­спек­ти­ве постро­ить вет­ро­парк. Опе­ра­тор одно­го из неф­те­га­зо­вых про­ек­тов еще 5 лет назад сокра­тил выбро­сы мета­на на 20%, а теперь модер­ни­зи­ру­ет обо­ру­до­ва­ние, что­бы добить­ся еще боль­ше­го про­грес­са. Пере­ход на зеле­ные тех­но­ло­гии потре­бу­ет круп­ных затрат, но ини­ци­а­тив­ных биз­не­сме­нов госу­дар­ство пообе­ща­ло под­дер­жать, при­чем не толь­ко финан­са­ми.

Мак­сим Решет­ни­ков, министр эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия РФ: «Мы актив­но рабо­та­ем по выра­бот­ке еди­ных меж­ду­на­род­ных пра­вил игры, что­бы Рос­сия актив­но в этих пра­ви­лах участ­во­ва­ла, что­бы эти пра­ви­ла, кото­рые будут выра­бо­та­ны, были выгод­ны, защи­ща­ли наш биз­нес».

Кон­троль за выбро­са­ми угле­кис­ло­го газа защи­тит рос­сий­ский биз­нес, преж­де все­го от финан­со­вых потерь. Уже в 2023 году Евро­со­юз вво­дит круп­ный налог для экс­пор­те­ров, в про­дук­ции кото­рых обна­ру­жат слиш­ком замет­ный угле­род­ный след. Саха­лин­ские постав­щи­ки энер­го­ре­сур­сов, конеч­но, боль­ше ори­ен­ти­ро­ва­ны на рын­ки Китая, Южной Кореи и Япо­нии. Но ведь и ази­ат­ские стра­ны в пер­спек­ти­ве могут вве­сти более суро­вый эко­ло­ги­че­ский налог для ино­стран­ных ком­па­ний.

Добить­ся угле­род­но-ней­траль­но­го ста­ту­са рос­сий­ским биз­не­сме­нам помо­жет и уча­стие в кли­ма­ти­че­ских про­ек­тах. Высад­ка лесов или откры­тие аква­ферм по выра­щи­ва­нию мол­люс­ков (их рако­ви­ны, как выяс­ни­ли уче­ные, спо­соб­ны впи­ты­вать избы­ток СО2 подоб­но дере­вьям) пой­дут в общий зачет и в пер­спек­ти­ве сни­зят раз­мер эко­ло­ги­че­ско­го нало­га для про­мыш­лен­ни­ков, а то и вовсе изба­вит от него.