На Всероссийской научно – практической конференции «Историческое образование и историческая наука в Сахалинской области» с идеей исторической реконструкции событий, связанных с заселением Сахалина выступил доктор педагогических наук, профессор кафедры физической культуры и спорта СахГУ Пётр Пасюков. Речь идет о дороге по льду Татарского пролива от поста Александровский до Николаевск – на Амуре в докладе «Ездовое (транспортное) собаководство в традиционной культуре народов севера».
Как отметил сахалинский ученый, езда на собаках в течение многих веков, была важнейшей частью традиционного образа жизни северных народов. Ездовое собаководство родилось несколько тысячелетий назад на Северо-Востоке Азии, там, где теперь Камчатка, Сахалин, Чукотка, Якутия. В России, начиная с ХVIII в., со времен Великой северной экспедиции до 1970‑х годов ни одна северная, особенно арктическая, научная экспедиция не обходилась без собачьих упряжек. В позапрошлом веке собачьи упряжки были самым доступным и надежным видом зимнего транспорта и перевозки грузов на островах. Г.И.Невельской, Н.К.Бошняк пользовались собачьими упряжками во время Амурской экспедиции (1849−1854 гг.).
Пост Александровский, вт. пол.
IXX в.
По побережью в конце 19 века из Николаевска до Александровского поста была зимняя дорога, которой пользовались как аборигены, так и каторжане. С установлением твердого наста на собачьих упряжках два раза в месяц отправлялась туда и обратно из Николаевска в пост Александровский почта. На собачьих упряжках каюры перевозили продовольствие и медикаменты, ездили служивые люди. По трассе зимника существовала цепь станков: Погиби, Ванги, Лах, Виахту, Трамбаус, Хоэ, Танги, Мгачи, Арково и т.д. Весь путь до Александровска занимал от 6 до 12 суток. в зависимости от погоды и ездовых качеств собак.
- Дмитрий Гирев (1 [13] июня 1989 г. – пост Александровский — декабрь 1932 г. Николаевск – на Амуре) наиболее яркий представитель замечательной плеяды русских каюров на Дальнем Востоке России в начале 20 века — тех, кто обрусил собачью нартовую упряжку, сделал традиционное ездовое собаководство нивхов средством предпринимательской деятельности русских людей, частью русской культуры и экономики. – отмечает Петр Пасюков.
Профессор отмечает, что в 1897 г. вместе с отцом в возрасте 8 лет, он переезжает в Николаевск – на – Амуре. Семья держала 20 ездовых собак — сахалинских хаски — и с десяток нарт различных типов. Дмитрий рано выучился на каюра — погонщика собачьих упряжек, подрабатывая на доставке почты и грузов из Николаевска на Сахалин, а затем становится участником Великой полярной гонки начала 20 века.
В Николаевске Дмитрий Гирев встретился с англичанином Сесилом Мирзом, специально прибывшим туда, чтобы найти ездовых собак и каюра для экспедиции Р.Скотта в Антарктиду. Гирев помог ему отобрать и закупить в нижнеамурских и северосахалинских гиляцких сёлах и стойбищах, тридцать ездовых псов породы сахалинский хаски, шесть нарт разного типа; и сам Гирев был зачислен в состав экспедиции, высадившеся в январе 1911 года на материк Антарктида. Руаль Амундсен, путешествие которого было исключительно трудным, 14 декабря 1911 года, с группой путешественников достиг Южного полюса, но погиб на обратном пути. Гирев сопровождал экспедицию англичанина Роберта Скотта до 84° южной широты, затем с большей частью экспедиции оставался в Антарктиде и участвовал в поисках группы Скотта.
В знак признания заслуг британское правительство наградило его серебряной медалью. Англичане внесли Дмитрия Гирева в список членов Королевского Географического общества, именем нашего соотечественника назван ряд географических объектов на побережье шестого континента.
В 1915 года Дмитрий Семенович вернулся в Николаевск. Работал в «Орской золотопромышленной компании», затем занимался перевозкой грузов из Николаевска для Колчановских золотых приисков, был мастером на электродраге от Члянской тепловой электростанции. В последние годы жил в селе Чля. В 1930 году был арестован ОГПУ и содержался в заключении во Владивостоке, но был освобожден. Умер в декабре 1932 года от сердечного приступа по дороге домой.
— На севере Сахалина к началу 20 века насчитывалось от 2000 до 4000 собак. Их использовали на охоте, рыбалке. Вплоть до 1960‑х годов собачьи упряжки были важным, а кое-где и единственным видом зимнего транспорта в северных регионах. В 60–70 гг. годы минувшего века ездовое собаководство на Сахалине практически перестало существовать. Одним из первых проявил тревогу о возможности полного исчезновении породы сахалинских ездовых собак сахалинец Сергей Любых, который большую часть своей жизни посвятил изучению искусства каюра и сохранению культурного наследия. – отметил Петр Пасюков.
31 октября 2014 года Сергея Любых не стало. Его собачья упряжка в последующие годы успешно использовалась охотоведом – звероводом Олегом Селиверстовым в поселке Лагури Охинского района. В настоящее время селекционной работой в Сахалинской области занимается Николай Дмитриевич Чалкин – руководитель региональной общественной некоммерческой организации «Клуб традиционного ездового собаководства» (г. Корсаков).
— Научная экспедиция на собачьих упряжках по маршруту Александровск – Сахалинский – Николаевск- на- Амуре даст возможность объективно оценить результаты огромного и терпеливого труда по селекции животных, перспективы развития ездового собаководства; которое при всемерной поддержке может несомненно, стать частью туристической инфраструктуры Сахалинской области, – резюмирует Петр Пасюков.