ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ НАСТРОЙКИ ВЕРСИИ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Со знанием дела

Председатель Сахалинского областного союза организаций профсоюзов Кознов Александр Сергеевич провел лекцию студентам Политехнического колледжа на тему «Со знанием дела: рабочие профессии на рынке труда».

132 просмотра
Читать

Пред­се­да­тель Саха­лин­ско­го област­но­го сою­за орга­ни­за­ций проф­со­ю­зов Коз­нов Алек­сандр Сер­ге­е­вич про­вел лек­цию сту­ден­там Поли­тех­ни­че­ско­го кол­ле­джа на тему «Со зна­ни­ем дела: рабо­чие про­фес­сии на рын­ке тру­да». 

Алек­сандр Сер­ге­е­вич рас­ска­зал уча­щим­ся про исто­рию Пер­во­мая, о митин­гах тру­дя­щих­ся по все­му миру, тра­ди­ци­ях про­ве­де­ния рабо­чих демон­стра­ций и исто­рию празд­ни­ка в СССР

Основ­ной блок лек­ции был посвя­щен теме акту­аль­но­сти рабо­чих про­фес­сий. 

В совре­мен­ном мире рабо­чие про­фес­сии сохра­ня­ют свою акту­аль­ность и важ­ность. Несмот­ря на раз­ви­тие тех­но­ло­гий и появ­ле­ние новых сфер дея­тель­но­сти, спе­ци­а­ли­сты с раз­лич­ны­ми навы­ка­ми и уме­ни­я­ми по-преж­не­му необ­хо­ди­мы для обес­пе­че­ния функ­ци­о­ни­ро­ва­ния обще­ства.

Подоб­ные меро­при­я­тия направ­ле­ны на раз­ви­тие позна­ва­тель­ной актив­но­сти, рас­ши­ре­ние кру­го­зо­ра, побуж­де­ние к овла­де­нию акту­аль­ны­ми зна­ни­я­ми для лич­ност­но­го и про­фес­си­о­наль­но­го роста, а так­же фор­ми­ро­ва­ние чув­ства гор­до­сти за свою стра­ну.

Поступай правильно!

Подать документы в Сахалинский государственный университет можно с 15 июня.

1 966 просмотров
Читать

В 2024 году ост­ров­ной уни­вер­си­тет пред­ла­га­ет аби­ту­ри­ен­там бюд­жет­ные места по про­грам­мам бака­лаври­а­та, спе­ци­а­ли­те­та, маги­стра­ту­ры и аспи­ран­ту­ры и сред­не­го про­фес­си­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния.

– В этом году у нас на 30% боль­ше бюд­жет­ных мест по педа­го­ги­че­ским и тех­ни­че­ским направ­ле­ни­ям под­го­тов­ки, – отме­ча­ет и. о. рек­то­ра СахГУ Алек­сандр Самар­дак. – Все боль­ше выпуск­ни­ков школ смо­гут посту­пить к нам на бюд­жет­ной осно­ве и полу­чить хоро­шее, достой­ное обра­зо­ва­ние. Суще­ствен­ное уве­ли­че­ние коли­че­ства бюд­жет­ных мест про­изо­шло бла­го­да­ря под­держ­ке губер­на­то­ра Вале­рия Лима­рен­ко.

Тра­ди­ци­он­но самы­ми вос­тре­бо­ван­ны­ми направ­ле­ни­я­ми в ост­ров­ном уни­вер­си­те­те оста­ют­ся тех­ни­че­ские спе­ци­аль­но­сти, линг­ви­сти­ка, педа­го­ги­че­ский блок и направ­ле­ния под­го­тов­ки есте­ствен­но­на­уч­но­го цик­ла.

Одним из нов­шеств для роди­те­лей и аби­ту­ри­ен­тов ста­нет обнов­лен­ный офис при­ём­ной комис­сии уни­вер­си­те­та. В этом году при­не­сти свои доку­мен­ты или полу­чить кон­суль­та­ции по поступ­ле­нию в СахГУ мож­но по адре­су: ул. Лео­но­ва, 38 (центр «Айхор», 1 этаж).

В этом году для аби­ту­ри­ен­тов откры­ты новые направ­ле­ния под­го­тов­ки и про­фи­ли: линг­ви­сти­ка (китай­ский и англий­ский), педа­го­ги­че­ское обра­зо­ва­ние с дву­мя ино­стран­ны­ми язы­ка­ми: корей­ский и англий­ский или япон­ский и англий­ский, при­клад­ная инфор­ма­ти­ка (про­филь «авто­ма­ти­зи­ро­ван­ные систе­мы обра­бот­ки инфор­ма­ции и управ­ле­ния»). Еще одна новин­ка: педа­го­ги­че­ское обра­зо­ва­ние – гео­гра­фия и туризм. В этой про­грам­ме, по запро­су рабо­то­да­те­лей, были объ­еди­не­ны кра­е­ве­де­ние и гео­гра­фия.

По про­грам­мам маги­стра­ту­ры в теку­щем году были добав­ле­ны «неф­те­га­зо­вое дело» и «стро­и­тель­ство», здесь тоже есть бюд­жет­ные места. Для сту­ден­тов заоч­ной фор­мы обу­че­ния появи­лось направ­ле­ние, свя­зан­ное с жилищ­но-ком­му­наль­ным хозяй­ством.

В отдель­ную кво­ту вхо­дит боль­шая кате­го­рия участ­ни­ков спе­ци­аль­ной воен­ной опе­ра­ции и их детей, кото­рые наде­ле­ны льго­та­ми соглас­но феде­раль­но­му зако­но­да­тель­ству.

Всё так же про­дол­жа­ет­ся реа­ли­за­ция про­грам­мы «Два дипло­ма» при под­держ­ке пра­ви­тель­ства Саха­лин­ской обла­сти. Осе­нью состо­ял­ся выпуск сту­ден­тов в рам­ках этой про­грам­мы по направ­ле­нию «Тео­рия и мето­ди­ка физи­че­ской куль­ту­ры и спор­тив­ной тре­ни­ров­ки», кото­рое реа­ли­зу­ет­ся в парт­нёр­стве с Сибир­ским госу­дар­ствен­ным уни­вер­си­те­том физи­че­ской куль­ту­ры и спор­та.

– Про­дол­жа­ет рабо­тать очень удоб­ный спо­соб пода­чи через лич­ный каби­нет на Госус­лу­гах, – рас­ска­зал ответ­ствен­ный сек­ре­тарь при­ём­ной комис­сии СахГУ Алек­сандр Баг­да­са­рян. – С 20 июня на Госус­лу­гах мож­но подать доку­мен­ты на очную либо заоч­ную фор­му обу­че­ния по про­грам­мам бака­лаври­а­та или спе­ци­а­ли­те­та. Самое глав­ное сде­лать это из соб­ствен­но­го акка­ун­та, а не из лич­но­го каби­не­та роди­те­лей или закон­ных пред­ста­ви­те­лей. Подать свои доку­мен­ты мож­но до 25 июля 2024 года.

Боль­шим спро­сом у аби­ту­ри­ен­тов и их роди­те­лей поль­зу­ет­ся воен­ный учеб­ный центр. Ана­лог воен­ной кафед­ры пред­ла­га­ет обра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы, по резуль­та­там кото­рых сту­дент полу­ча­ет воен­ный билет без про­хож­де­ния воен­ной служ­бы, с воен­ной учёт­ной спе­ци­аль­но­стью «сол­дат» или «сер­жант запа­са». Учить­ся в цен­тре могут юно­ши, посту­пив­шие на про­грам­му выс­ше­го обра­зо­ва­ния.

Сто­ит отме­тить и то, что у выпуск­ни­ков кол­ле­джей и тех­ни­ку­мов Саха­лин­ской обла­сти тоже есть пре­иму­ще­ства: в ост­ров­ной уни­вер­си­тет они могут посту­пить как по резуль­та­там ЕГЭ, так и прой­дя всту­пи­тель­ные испы­та­ния. Если нет резуль­та­тов ЕГЭ – то толь­ко по внут­рен­ним тестам вуза.

Теле­фон при­ем­ной комис­сии: 8(4242)450–300

Подроб­нее на сай­те: поступайвунивер.рф

День флага Сахалинской области

Сегодня отмечается День флага Сахалинской области!

151 просмотр
Читать



Офи­ци­аль­ный сим­вол Саха­лин­ской обла­сти — флаг, кото­рый объ­еди­ня­ет саха­лин­цев и куриль­чан

Он отоб­ра­жа­ет исто­ри­че­скую цен­ность и куль­тур­ное насле­дие Саха­ли­на и Куриль­ских ост­ро­вов, пока­зы­ва­ет исклю­чи­тель­ные при­род­ные и гео­гра­фи­че­ские сто­ро­ны края.

  • Пря­мо­уголь­ная фор­ма фла­га окра­ше­на в цвет мор­ской вол­ны (синий с изу­мруд­но-зеле­но­ва­тым оттен­ком). В цен­тре полот­ни­ща изоб­ра­же­ны Саха­лин и Куриль­ские ост­ро­ва, очер­та­ния кото­рых состо­ят из бело­го цве­та. Кон­тур­ные изоб­ра­же­ния Саха­ли­на и Куриль­ских ост­ро­вов обра­зу­ют еди­ную Саха­лин­скую область.
  • Фон оли­це­тво­ря­ет не толь­ко мор­ские глу­би­ны, но и духов­ность, сво­бо­ду и един­ство.
  • За осно­ву Саха­ли­на и Куриль­ских ост­ро­вов был взят белый цвет. Тра­ди­ци­он­ный цвет для даль­не­во­сточ­ной гераль­ди­ки 18–19 вв. и слу­жит сим­во­лом чисто­ты и доб­ро­ты.
  • Авто­ром фла­га явля­ет­ся Вита­лий Евге­нье­вич Гомилев­ский.

В Южно-Сахалинске стартовал II Дальневосточный патриотический форум

Мероприятие проводится в целях актуализации идеологической основы воспитательного процесса в сфере образования в субъектах Российской Федерации.

165 просмотров
Читать

Орга­ни­за­то­ра­ми фору­ма высту­па­ют пра­ви­тель­ство Саха­лин­ской обла­сти, мини­стер­ство обра­зо­ва­ния Саха­лин­ской обла­сти и реги­о­наль­ный центр допо­бра­зо­ва­ния. Парт­нёр – Рос­сий­ское обще­ство «Зна­ние».

Участ­ни­ка­ми фору­ма ста­нут пред­ста­ви­те­ли реги­о­наль­ных орга­нов испол­ни­тель­ной вла­сти Даль­не­во­сточ­но­го феде­раль­но­го окру­га и ДНР, управ­лен­че­ские коман­ды обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний, пред­ста­ви­те­ли парт­нёр­ских орга­ни­за­ций.

В чис­ле спи­ке­ров высту­пят кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук, заме­сти­тель дека­на Рос­сий­ско­го уни­вер­си­те­та друж­бы наро­дов име­ни Пат­ри­са Лумум­бы Еле­на Кря­же­ва-Кар­це­ва (г. Москва), испол­ни­тель­ный дирек­тор Фору­ма класс­ных руко­во­ди­те­лей Алек­сандра Поблин­ко­ва (г. Москва), руко­во­ди­те­ли реги­о­наль­ных обще­ствен­ных орга­ни­за­ций, обра­зо­ва­тель­ных и соци­аль­ных учре­жде­ний, депу­та­ты област­ной думы и дру­гие.

В рам­ках фору­ма состо­ит­ся под­пи­са­ние согла­ше­ния о сотруд­ни­че­стве меж­ду АНО «Коми­тет семей вои­нов Оте­че­ства Саха­лин­ской обла­сти» и мини­стер­ством обра­зо­ва­ния Саха­лин­ской обла­сти. Прой­дут обу­ча­ю­щие заня­тия для школь­ни­ков по тех­ни­че­ско­му моде­ли­ро­ва­нию «Тех­ни­ка СВО в мини­а­тю­ре» и лек­ция для сту­ден­тов СахГУ «Роль мяг­кой силы в постро­е­нии мно­го­по­ляр­но­го мира».

Так­же для участ­ни­ков фору­ма запла­ни­ро­ва­ны выезд­ные экс­кур­сии в обра­зо­ва­тель­ные учре­жде­ния област­но­го цен­тра, Кор­са­ков­ско­го и Долин­ско­го рай­о­нов.

ЗДЕСЬ НЕ КРАЙНИЙ, А ТОЛЬКО ЛИШЬ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Студенты СахГУ покорили пьедестал I Дальневосточной Олимпиады по краеведению среди студентов вузов и ссузов.

118 просмотров
Читать

Олим­пи­а­да про­шла на базе Бла­го­ве­щен­ско­го госу­дар­ствен­но­го педа­го­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та и собра­ла один­на­дцать сту­ден­че­ских команд из раз­ных субъ­ек­тов Даль­не­во­сточ­но­го феде­раль­но­го окру­га.

Про­грам­ма Олим­пи­а­ды вклю­ча­ла три кон­кур­са. Участ­ни­кам было необ­хо­ди­мо про­де­мон­стри­ро­вать свой твор­че­ский потен­ци­ал в теат­раль­ном кон­кур­се, посвя­щён­ном корен­ным наро­дам Даль­не­го Восто­ка, где коман­да «Ост­ро­ва Меч­ты» пред­ста­ви­ла нивхов и их мед­ве­жий празд­ник.

В кон­кур­се на видео­пре­зен­та­цию сво­е­го реги­о­на коман­да СахГУ взя­ла пер­вое место, бла­го­да­ря рабо­те сту­дент­ки 3‑го кур­са ИФИ­иВ Калаш­ни­ко­вой Ана­ста­сии. Осо­бый инте­рес вызвал кон­курс, где капи­та­ном коман­ды был пред­став­лен свой автор­ский вари­ант Даль­не­во­сточ­но­го суве­ни­ра в рам­ках тре­тье­го состя­за­ния на луч­шую суве­нир­ную про­дук­цию ДФО.

По ито­гам олим­пи­а­ды наша коман­да заня­ла вто­рое место.

Сто­ит отме­тить про инди­ви­ду­аль­ный зачёт сту­ден­тов вуза на зна­ние Даль­не­го Восто­ка. Кон­кур­сан­там был пред­став­лен тест, посвя­щён­ный гео­гра­фии и исто­рии осво­е­ния ДФО. В этом пер­вен­стве пье­де­стал не остал­ся без сту­ден­тов СахГУ: Сики­сов Миха­ил заво­е­вал пер­вое место, а Инес­са Заси­мен­ко – вто­рое.

Сту­ден­ты отме­ча­ют, что поезд­ка вышла очень про­дук­тив­ной не толь­ко по ито­гам сорев­но­ва­ний, но и по сово­куп­но­сти полу­чен­ных впе­чат­ле­ний. В сво­бод­ное вре­мя ведь сту­ден­ты смог­ли в само­сто­я­тель­но изу­чить город и его основ­ные досто­при­ме­ча­тель­но­сти.

Коман­да уни­вер­си­те­та бла­го­да­рит Бла­го­ве­щен­ский госу­дар­ствен­ный педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет за очень теп­лый при­ем.

Поезд­ка сту­ден­че­ской коман­ды ста­ла воз­мож­но бла­го­да­ря под­держ­ке про­ек­та «При­о­ри­тет 2030. Даль­ний Восток».

Итоги проекта «500 школьников» подведены в СахГУ

В Сахалинском государственном университете подвели итоги масштабного образовательного проекта «500 школьников».

193 просмотра
Читать

На про­тя­же­нии полу­го­да саха­лин­ские школь­ни­ки из 10—11 клас­сов углуб­лен­но изу­ча­ли такие дис­ци­пли­ны как мате­ма­ти­ка, физи­ка, химия, био­ло­гия и инфор­ма­ти­ка. Про­грам­ма для заня­тий состав­ле­на с уче­том зада­ний ЕГЭ про­шлых лет и всту­пи­тель­ных экза­ме­нов в вузах. 

Для при­вле­че­ния школь­ни­ков к совре­мен­ным науч­ным прак­ти­кам на базе СахГУ был орга­ни­зо­ван спе­ци­аль­ный курс по искус­ствен­но­му интел­лек­ту. Обра­зо­ва­тель­ная про­грам­ма наце­ле­на не толь­ко на повы­ше­ние уров­ня зна­ний, но и сфо­ку­си­ро­ва­на на реше­ние реаль­ных задач отрас­ле­вых пред­при­я­тий. 

– Мы начи­на­ли этот про­ект «500 школь­ни­ков» в про­шлом году, и даже не пред­по­ла­га­ли, что он разо­вьёт­ся в такую мощ­ную инте­рес­ную сре­ду для стар­ше­класс­ни­ков, где они не про­сто повы­ша­ют уро­вень сво­ей гра­мот­но­сти, уро­вень зна­ний, но ещё и созда­ют новые про­дук­ты, про­грам­мы, изоб­ре­та­ют что-то, – отме­тил и. о. рек­то­ра СахГУ Алек­сандр Самар­дак.

В ходе обу­че­ния ребя­та при­об­ща­ют­ся к ново­му типу мыш­ле­ния и пони­ма­ют, что при жела­нии для них в нау­ке всё воз­мож­но. Напри­мер, мож­но реа­ли­зо­вать свои задум­ки по био­ло­гии с хоро­шим настав­ни­ком в лабо­ра­то­рии, мож­но при­ду­мать что-то в искус­ствен­ном интел­лек­те, в рам­ках физи­че­ских иссле­до­ва­ний и экс­пе­ри­мен­тов и так далее. Уни­вер­си­тет дал ребя­там воз­мож­ность попро­бо­вать это все, и в ито­ге каж­дый из них что-то сде­лал и пред­ста­вил свои нара­бот­ки.

Часть из этих ребят ста­нут сту­ден­та­ми СахГУ, и теперь они зна­ют, какие у них будут воз­мож­но­сти создать или про­дол­жить свой про­ект, реа­ли­зо­вать его сов­мест­но с инду­стри­аль­ны­ми парт­нё­ра­ми, а может и вый­ти поз­же с само­сто­я­тель­ной биз­нес-ини­ци­а­ти­вой.

– Мы были рады, когда в про­грам­му «500 школь­ни­ков» на кон­курс­ной осно­ве вошли более 900 чело­век, – отме­ча­ет министр обра­зо­ва­ния Саха­лин­ской обла­сти Ана­ста­сия Кик­те­ва. – И сего­дня видим, что под­го­тов­лен­ные ребя­та­ми про­ек­ты свя­за­ны преж­де все­го с зада­ча­ми, кото­рые сто­ят перед ост­ров­ной эко­но­ми­кой, перед наши­ми ведом­ства­ми и мини­стер­ства­ми. Мы при­ня­ли реше­ние, что луч­шие рабо­ты ребят вой­дут в печат­ные изда­ния. Уже дано пору­че­ние Инсти­ту­ту раз­ви­тия обра­зо­ва­ния Саха­лин­ской обла­сти под­го­то­вить такой дай­джест.

Как быв­ший учи­тель био­ло­гии и химии министр с осо­бым инте­ре­сом озна­ко­ми­лась с про­ек­та­ми на сек­ции био­ло­гии. В част­но­сти, она отме­ча­ет прак­ти­че­скую зна­чи­мость про­ек­та по мони­то­рин­гу загряз­не­ния воз­ду­ха через ана­лиз осе­да­ния тяжё­лых частиц на хвой­ных дере­вьях.

А вот Тимо­фей Шулин из шко­лы № 26 г. Южно-Саха­лин­ска пред­ста­вил про­ект, кото­рый помо­га­ет в изу­че­нии мате­ма­ти­ки. При помо­щи ком­пью­тер­но­го бота поль­зо­ва­тель выби­ра­ет, какую хочет тему про­ра­бо­тать, полу­ча­ет зада­чу, а после её реше­ния име­ет воз­мож­ность позна­ко­мить­ся с пра­виль­ным отве­том. Таким обра­зом мож­но полу­чать новые зна­ния или закреп­лять прой­ден­ный мате­ри­ал, в том чис­ле для сда­чи экза­ме­на.

– Пре­по­да­ва­те­ли были вооб­ще супер, посто­ян­но нам помо­га­ли, что-то под­ска­зы­ва­ли, вме­сте мы что-то реша­ли, – поде­лил­ся Тимо­фей. – Я все­гда пони­мал, что у меня есть пред­рас­по­ло­жен­ность к IT, и про­ект «500 школь­ни­ков» – это как раз тот тол­чок, кото­рый помо­жет мне даль­ше раз­ви­вать­ся.

Про­ект «500 школь­ни­ков» – это сов­мест­ный про­ект реги­о­наль­но­го мини­стер­ства обра­зо­ва­ния и Саха­лин­ско­го госу­ни­вер­си­те­та, орга­ни­зо­ван­ный по ини­ци­а­ти­ве губер­на­то­ра Вале­рия Лима­рен­ко.

Этот про­ект явля­ет­ся частью боль­шой рабо­ты по рефор­ми­ро­ва­нию систе­мы выс­ше­го обра­зо­ва­ния на Саха­лине. Одно­вре­мен­но ведет­ся стро­и­тель­ство кам­пу­са миро­во­го уров­ня Саха­лин­Тех. Его фун­да­мент зало­жи­ли в Южно-Саха­лин­ске в нача­ле авгу­ста. Стро­и­тель­ство сту­ден­че­ско­го город­ка пла­ни­ру­ет­ся завер­шить в 2025 году, а обра­зо­ва­тель­но­го ком­плек­са — в 2026 году. Про­ект созда­ния кам­пу­сов миро­во­го уров­ня реа­ли­зу­ет­ся в рам­ках наци­о­наль­но­го про­ек­та «Нау­ка и уни­вер­си­те­ты», кото­рый запу­щен по ини­ци­а­ти­ве Пре­зи­ден­та РФ Вла­ди­ми­ра Пути­на.

Про­ект «500 школь­ни­ков» реа­ли­зу­ет­ся в рам­ках про­грам­мы раз­ви­тия «При­о­ри­тет-2030. Даль­ний Восток».

Про ездовое собаководство с научной точки зрения

Сахалинский профессор выступил с идеей исторической реконструкции дороги второй половины IXX века по льду татарского пролива.

122 просмотра
Читать

На Все­рос­сий­ской науч­но – прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции «Исто­ри­че­ское обра­зо­ва­ние и исто­ри­че­ская нау­ка в Саха­лин­ской обла­сти» с иде­ей исто­ри­че­ской рекон­струк­ции собы­тий, свя­зан­ных с засе­ле­ни­ем Саха­ли­на высту­пил док­тор педа­го­ги­че­ских наук, про­фес­сор кафед­ры физи­че­ской куль­ту­ры и спор­та СахГУ Пётр Пасю­ков. Речь идет о доро­ге по льду Татар­ско­го про­ли­ва от поста Алек­сан­дров­ский до Нико­ла­евск – на Аму­ре в докла­де «Ездо­вое (транс­порт­ное) соба­ко­вод­ство в тра­ди­ци­он­ной куль­ту­ре наро­дов севе­ра».

Как отме­тил саха­лин­ский уче­ный, езда на соба­ках в тече­ние мно­гих веков, была важ­ней­шей частью тра­ди­ци­он­но­го обра­за жиз­ни север­ных наро­дов. Ездо­вое соба­ко­вод­ство роди­лось несколь­ко тыся­че­ле­тий назад на Севе­ро-Восто­ке Азии, там, где теперь Кам­чат­ка, Саха­лин, Чукот­ка, Яку­тия. В Рос­сии, начи­ная с ХVIII в., со вре­мен Вели­кой север­ной экс­пе­ди­ции до 1970‑х годов ни одна север­ная, осо­бен­но арк­ти­че­ская, науч­ная экс­пе­ди­ция не обхо­ди­лась без соба­чьих упря­жек. В поза­про­шлом веке соба­чьи упряж­ки были самым доступ­ным и надеж­ным видом зим­не­го транс­пор­та и пере­воз­ки гру­зов на ост­ро­вах. Г.И.Невельской, Н.К.Бошняк поль­зо­ва­лись соба­чьи­ми упряж­ка­ми во вре­мя Амур­ской экс­пе­ди­ции (1849−1854 гг.).

Пост Алек­сан­дров­ский, вт. пол. IXX в.

По побе­ре­жью в кон­це 19 века из Нико­ла­ев­ска до Алек­сан­дров­ско­го поста была зим­няя доро­га, кото­рой поль­зо­ва­лись как або­ри­ге­ны, так и катор­жане. С уста­нов­ле­ни­ем твер­до­го наста на соба­чьих упряж­ках два раза в месяц отправ­ля­лась туда и обрат­но из Нико­ла­ев­ска в пост Алек­сан­дров­ский поч­та. На соба­чьих упряж­ках каю­ры пере­во­зи­ли про­до­воль­ствие и меди­ка­мен­ты, езди­ли слу­жи­вые люди. По трас­се зим­ни­ка суще­ство­ва­ла цепь стан­ков: Поги­би, Ван­ги, Лах, Виах­ту, Трам­ба­ус, Хоэ, Тан­ги, Мга­чи, Арко­во и т.д. Весь путь до Алек­сан­дров­ска зани­мал от 6 до 12 суток. в зави­си­мо­сти от пого­ды и ездо­вых качеств собак.

- Дмит­рий Гирев (1 [13] июня 1989 г. – пост Алек­сан­дров­ский — декабрь 1932 г. Нико­ла­евск – на Аму­ре) наи­бо­лее яркий пред­ста­ви­тель заме­ча­тель­ной пле­я­ды рус­ских каю­ров на Даль­нем Восто­ке Рос­сии в нача­ле 20 века — тех, кто обру­сил соба­чью нар­то­вую упряж­ку, сде­лал тра­ди­ци­он­ное ездо­вое соба­ко­вод­ство нивхов сред­ством пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти рус­ских людей, частью рус­ской куль­ту­ры и эко­но­ми­ки.  – отме­ча­ет Петр Пасю­ков. 

Про­фес­сор отме­ча­ет, что в 1897 г. вме­сте с отцом в воз­расте 8 лет, он пере­ез­жа­ет в Нико­ла­евск – на – Аму­ре. Семья дер­жа­ла 20 ездо­вых собак — саха­лин­ских хас­ки — и с деся­ток нарт раз­лич­ных типов. Дмит­рий рано выучил­ся на каю­ра — погон­щи­ка соба­чьих упря­жек, под­ра­ба­ты­вая на достав­ке почты и гру­зов из Нико­ла­ев­ска на Саха­лин, а затем ста­но­вит­ся участ­ни­ком Вели­кой поляр­ной гон­ки нача­ла 20 века.

В Нико­ла­ев­ске Дмит­рий Гирев встре­тил­ся с англи­ча­ни­ном Сеси­лом Мир­зом, спе­ци­аль­но при­быв­шим туда, что­бы най­ти ездо­вых собак и каю­ра для экс­пе­ди­ции Р.Скотта в Антарк­ти­ду. Гирев помог ему отобрать и заку­пить в ниж­не­а­мур­ских и севе­ро­са­ха­лин­ских гиляц­ких сёлах и стой­би­щах, трид­цать ездо­вых псов поро­ды саха­лин­ский хас­ки, шесть нарт раз­но­го типа; и сам Гирев был зачис­лен в состав экс­пе­ди­ции, выса­див­ше­ся в янва­ре 1911 года на мате­рик Антарк­ти­да. Руаль Амунд­сен, путе­ше­ствие кото­ро­го было исклю­чи­тель­но труд­ным, 14 декаб­ря 1911 года, с груп­пой путе­ше­ствен­ни­ков достиг Южно­го полю­са, но погиб на обрат­ном пути. Гирев сопро­вож­дал экс­пе­ди­цию англи­ча­ни­на Робер­та Скот­та до 84° южной широ­ты, затем с боль­шей частью экс­пе­ди­ции оста­вал­ся в Антарк­ти­де и участ­во­вал в поис­ках груп­пы Скот­та.

В знак при­зна­ния заслуг бри­тан­ское пра­ви­тель­ство награ­ди­ло его сереб­ря­ной меда­лью. Англи­чане внес­ли Дмит­рия Гире­ва в спи­сок чле­нов Коро­лев­ско­го Гео­гра­фи­че­ско­го обще­ства, име­нем наше­го сооте­че­ствен­ни­ка назван ряд гео­гра­фи­че­ских объ­ек­тов на побе­ре­жье шесто­го кон­ти­нен­та.

В 1915 года Дмит­рий Семе­но­вич вер­нул­ся в Нико­ла­евск. Рабо­тал в «Орской золо­то­про­мыш­лен­ной ком­па­нии», затем зани­мал­ся пере­воз­кой гру­зов из Нико­ла­ев­ска для Кол­ча­нов­ских золо­тых при­ис­ков, был масте­ром на элек­тро­дра­ге от Члян­ской теп­ло­вой элек­тро­стан­ции. В послед­ние годы жил в селе Чля. В 1930 году был аре­сто­ван ОГПУ и содер­жал­ся в заклю­че­нии во Вла­ди­во­сто­ке, но был осво­бож­ден. Умер в декаб­ре 1932 года от сер­деч­но­го при­сту­па по доро­ге домой.

— На севе­ре Саха­ли­на к нача­лу 20 века насчи­ты­ва­лось от 2000 до 4000 собак. Их исполь­зо­ва­ли на охо­те, рыбал­ке. Вплоть до 1960‑х годов соба­чьи упряж­ки были важ­ным, а кое-где и един­ствен­ным видом зим­не­го транс­пор­та в север­ных реги­о­нах. В 60–70 гг. годы минув­ше­го века ездо­вое соба­ко­вод­ство на Саха­лине прак­ти­че­ски пере­ста­ло суще­ство­вать. Одним из пер­вых про­явил тре­во­гу о воз­мож­но­сти пол­но­го исчез­но­ве­нии поро­ды саха­лин­ских ездо­вых собак саха­ли­нец Сер­гей Любых, кото­рый боль­шую часть сво­ей жиз­ни посвя­тил изу­че­нию искус­ства каю­ра и сохра­не­нию куль­тур­но­го насле­дия. – отме­тил Петр Пасю­ков.

31 октяб­ря 2014 года Сер­гея Любых не ста­ло. Его соба­чья упряж­ка в после­ду­ю­щие годы успеш­но исполь­зо­ва­лась охо­то­ве­дом – зве­ро­во­дом Оле­гом Сели­вер­сто­вым в посел­ке Лагу­ри Охин­ско­го рай­о­на. В насто­я­щее вре­мя селек­ци­он­ной рабо­той в Саха­лин­ской обла­сти зани­ма­ет­ся Нико­лай Дмит­ри­е­вич Чал­кин – руко­во­ди­тель реги­о­наль­ной обще­ствен­ной неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции «Клуб тра­ди­ци­он­но­го ездо­во­го соба­ко­вод­ства» (г. Кор­са­ков).

Науч­ная экс­пе­ди­ция на соба­чьих упряж­ках по марш­ру­ту Алек­сан­дровск – Саха­лин­ский – Нико­ла­евск- на- Аму­ре даст воз­мож­ность объ­ек­тив­но оце­нить резуль­та­ты огром­но­го и тер­пе­ли­во­го тру­да по селек­ции живот­ных, пер­спек­ти­вы раз­ви­тия ездо­во­го соба­ко­вод­ства; кото­рое при все­мер­ной под­держ­ке может несо­мнен­но, стать частью тури­сти­че­ской инфра­струк­ту­ры Саха­лин­ской обла­сти, – резю­ми­ру­ет Петр Пасю­ков.

Школа для активистов самоуправления

Активисты Объединенного совета обучающихся провели школу студенческого актива «Лидер СахГУ» для студентов Охинского филиала.

120 просмотров
Читать

За три дня пло­до­твор­ной рабо­ты сту­ден­ты раз­ви­ва­ли навы­ки само­управ­ле­ния, орга­ни­за­ции дея­тель­но­сти и дис­ци­пли­ны.

В пер­вый день сту­ден­ты Охин­ско­го фили­а­ла рас­ска­за­ли о сво­ей дея­тель­но­сти, а акти­ви­сты Объ­еди­нен­но­го сове­та обу­ча­ю­щих­ся поде­ли­лись сво­им опы­том и рас­ска­за­ли о меха­низ­мах созда­ния объ­еди­не­ний.

Во вто­рой день ребя­та узна­ли о раз­лич­ных форум­ных кам­па­ни­ях и гран­то­вых кон­кур­сах. А так­же сту­ден­ты фили­а­ла раз­ра­бо­та­ли идеи по раз­ным направ­ле­ни­ям рабо­ты и офор­ми­ли их в кар­точ­ки про­ек­та.

Послед­ний день шко­лы закон­чил­ся защи­той пла­на рабо­ты и про­ек­тов, под­ве­де­ни­ем ито­гов и обме­ном подар­ка­ми.

Студент нашего университета погиб в зоне спецоперации

Сахалинский государственный университет выражает искренние слова соболезнования родным и близким Ситникова Артема Александровича.

204 просмотра
Читать

Он был сту­ден­том заоч­но­го отде­ле­ния Поли­тех­ни­че­ско­го кол­ле­джа.

Артем погиб испол­няя свой воин­ский долг в ходе спе­ци­аль­ной воен­ной опе­ра­ции.

Ценой соб­ствен­ной жиз­ни он выпол­нил бое­вую зада­чу. Артем – насто­я­щий герой!

Мы нико­гда не забу­дем его за про­яв­лен­ные им муже­ство, отва­гу и пат­ри­о­тизм.

Память о его геро­из­ме оста­нет­ся в наших серд­цах!

Веч­ная память…

В университете стартовала череда субботников

Субботники будут проходить на протяжении всего апреля.

129 просмотров
Читать

Воору­жив­шись мет­ла­ми, граб­ля­ми и лопа­та­ми сотруд­ни­ки вуза уби­ра­ли сухую тра­ву, листья, про­чий мусор. Суб­бот­ни­ки будут про­хо­дить на про­тя­же­нии все­го апре­ля.

При­гла­ша­ем сотруд­ни­ков и сту­ден­тов при­со­еди­нить­ся к вузов­ским суб­бот­ни­кам.