Школьники приняли участие в проектировании нового кампуса СахГУ

На оче­ред­ную рабо­чую сес­сию для выра­бот­ки пред­ло­же­ний по буду­ще­му кам­пу­су миро­во­го уров­ня собра­лись в сте­нах Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та школь­ни­ки Южно-Саха­лин­ска.

На оче­ред­ную рабо­чую сес­сию для выра­бот­ки пред­ло­же­ний по буду­ще­му кам­пу­су миро­во­го уров­ня собра­лись в сте­нах Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та школь­ни­ки Южно-Саха­лин­ска. В «моз­го­вом штур­ме» при­ня­ли уча­стие более 40 ребят из обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций ост­ров­ной сто­ли­цы: Гим­на­зии №1 им. А.С. Пуш­ки­на, Гим­на­зии №2, Лицея №1 и Лицея №2, шко­лы № 8 и шко­лы №16.

– Когда мы два года назад нача­ли заду­мы­вать­ся о новом кам­пу­се, жела­ний и пла­нов было мно­го, – вспо­ми­на­ет и. о. рек­то­ра Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та Мария Ган­чен­ко­ва. – Гля­дя на ста­рые кор­пу­са, мы пони­ма­ли, что они были хоро­ши для сво­е­го вре­ме­ни, но что­бы сей­час дви­гать­ся впе­рёд, нуж­на дру­гая осно­ва. Сей­час мы уже от меч­ты при­шли к реаль­но­сти. То, что мы вам сего­дня будем пока­зы­вать – это уже про­цен­тов на 50 реаль­ность. Финан­со­вые сред­ства тоже уже есть, все основ­ные реше­ния при­ня­ты. Закон­чить стро­и­тель­ство пла­ни­ру­ет­ся в 2026 году.

Мария Ган­чен­ко­ва

Про­ек­ти­руя кам­пус СахГУ, полу­чив­ший назва­ние «Саха­линTECH», необ­хо­ди­мо закла­ды­вать потен­ци­ал имен­но для направ­ле­ний, кото­рые будут здесь раз­ви­вать­ся. На Саха­лине сего­дня реа­ли­зу­ет­ся целый ряд серьёз­ных науч­ных и при­клад­ных задач, кото­рых нет даже в сто­лич­ных горо­дах Рос­сии. Поми­мо это­го, на базе кам­пу­са мож­но, напри­мер, вести пред­при­ни­ма­тель­скую дея­тель­ность или орга­ни­зо­вать музы­каль­ные груп­пы, для чего преду­смот­рен боль­шой кон­церт­ный зал.

И. о. рек­то­ра пред­ло­жи­ла школь­ни­кам поду­мать и обсу­дить, какие зоны ещё необ­хо­ди­мо преду­смот­реть, о чём про­ек­ти­ров­щи­ки пока не поду­ма­ли. Пред­став­ле­ния о ком­фор­те у всех раз­ные: кому-то удоб­но зани­мать­ся за сто­лом, кому-то с ноут­бу­ком на коле­нях в крес­ле. Поэто­му необ­хо­ди­мо помеч­тать о том, что ребя­та нахо­дят­ся не про­сто в учеб­ном заве­де­нии, а в месте, где им долж­но быть ком­форт­но.

– Про­ект стро­и­тель­ства кам­пу­са миро­во­го уров­ня «Саха­линTECH» – уни­каль­ный, – под­чёр­ки­ва­ет заме­сти­тель мини­стра циф­ро­во­го и тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия Саха­лин­ской обла­сти Сер­гей Коцу­конь. – Для нас это воз­мож­ность не про­сто создать место, где будут хоро­шие лабо­ра­то­рии, кра­си­вые совре­мен­ные зда­ния, а создать центр при­тя­же­ния, центр раз­ви­тия не толь­ко Саха­лин­ской обла­сти, но и все­го Даль­не­го Восто­ка в целом. Те дети, кото­рые сего­дня кон­стру­и­ру­ют и меч­та­ют о кам­пу­се, в буду­щем ста­нут сту­ден­та­ми и вне­сут свой вклад в науч­но-тех­ни­че­ское раз­ви­тие реги­о­на.

Сер­гей Коцу­конь

«Саха­линTECH» дол­жен стать уни­вер­саль­ной пло­щад­кой, науч­но-тех­но­ло­ги­че­ским цен­тром, где будет скон­цен­три­ро­ва­но мак­си­маль­ное коли­че­ство пере­до­вых тех­но­ло­гий и совре­мен­ной тех­ни­ки. Зам­ми­ни­стра выра­зил уве­рен­ность, что амби­ци­оз­ные зада­чи, кото­рые сей­час реа­ли­зу­ют­ся в рам­ках раз­ви­тия реги­о­на, спо­соб­ны при­влечь сюда на рабо­ту кад­ры миро­во­го уров­ня. При этом взгляд сту­ден­тов, аспи­ран­тов и школь­ни­ков на буду­щее очень важен, пото­му что имен­но на него долж­ны опи­рать­ся нынеш­ние раз­ра­бот­чи­ки и про­ек­ти­ров­щи­ки.

И ребя­та не обма­ну­ли ожи­да­ний орга­ни­за­то­ров, подой­дя к про­цес­су как с без­удерж­ной фан­та­зи­ей, так и с пони­ма­ни­ем реа­лий.

– В первую оче­редь долж­на быть ком­форт­ная обста­нов­ка для боль­шин­ства сту­ден­тов, что­бы они не были напря­же­ны, было вре­мя и место что­бы раз­влечь­ся, – раз­мыш­ля­ет Ана­то­лий Коло­сов (Лицей № 2 г. Южно-Саха­лин­ска, 10 класс). И при этом все рав­но долж­на сохра­нять­ся рабо­чая обста­нов­ка, что­бы дер­жать себя в тону­се. Мож­но постро­ить неболь­шой спор­тив­ный зал, кино­кон­церт­ный зал под откры­тым небом для раз­ви­тия твор­че­ских спо­соб­но­стей сту­ден­тов. В прин­ци­пе, вари­ан­тов очень мно­го, и то, что нам дали воз­мож­ность выска­зать­ся, это очень инте­рес­но, это хоро­ший под­ход. Не каж­дый раз идут навстре­чу тем, для кого созда­ёт­ся такой вот ком­плекс.

– Мы с ребя­та­ми внес­ли в свой про­ект мно­го зелё­ных тер­ри­то­рий, зелё­ных угол­ков, удоб­ных дива­нов, шкаф­чи­ки для вещей – такие каме­ры хра­не­ния, что­бы не ходить с ними вез­де по кам­пу­су, – рас­ска­за­ла Ана­ста­сия Ли (Гим­на­зия № 1 г. Южно-Саха­лин­ска, 10 класс). – Так­же вся­кие раз­вле­ка­тель­ные поме­ще­ния, напри­мер, с теле­ви­зо­ром и игро­вой при­став­кой, настоль­ны­ми игра­ми. Для меня глав­ное, что­бы было мно­го про­стран­ства, что­бы поме­ще­ние не выгля­де­ло скуч­ным, что­бы это было при­ят­но гла­зу.

В дру­гой рабо­чей груп­пе школь­ни­ки раз­де­ли­ли свой про­ект на несколь­ко сек­то­ров: улич­ная тер­ри­то­рия, ковор­кинг, зоны для ком­мер­ции и для отды­ха. Так, на ули­це пред­ло­жи­ли кру­го­вые ска­мей­ки у дере­вьев, искус­ствен­ный водо­ём с водо­па­дом для релак­са­ции.

Подо­гре­ва­е­мые зимой дорож­ки труд­но осу­ще­стви­мы, но «выгля­дят при­коль­но». Так­же моло­дые про­ек­ти­ров­щи­ки преду­смот­ре­ли вет­ро­ге­не­ра­то­ры и сол­неч­ные пане­ли для эко­но­мии элек­три­че­ства, в том чис­ле на кры­шах зда­ний. Даже тре­на­жё­ры в спор­тив­ном зале пред­ла­га­ет­ся исполь­зо­ва­лись в каче­стве допол­ни­тель­ных источ­ни­ков энер­гии.

В зоне ковор­кин­га мож­но сде­лать сте­ны-соты для удоб­но­го хра­не­ния инвен­та­ря, книг, учеб­ни­ков, уста­но­вить шка­фы и пуфи­ки, а так­же интер­ак­тив­ные сте­ны и интер­ак­тив­ные сто­лы для отоб­ра­же­ния инфор­ма­ции и транс­ля­ции лек­ций.

Наря­ду с кра­си­вым оформ­ле­ни­ем про­стран­ства, ребя­та поду­ма­ли и о мно­гих прак­ти­че­ски важ­ных вещах: мага­зине канц­то­ва­ров, апте­ке и мед­пунк­те, неболь­шом супер­мар­ке­те, поли­гра­фи­че­ском угол­ке для ска­ни­ро­ва­ния и печа­ти.

– Эта сес­сия уже не пер­вая, но и не послед­няя, – пообе­ща­ла и. о. рек­то­ра Мария Ган­чен­ко­ва. – Мы ещё будем встре­чать­ся и обсуж­дать ваши идеи, решать, что мож­но сде­лать, что не нель­зя, вно­сить пред­ло­же­ния со сво­ей сто­ро­ны. Толь­ко в таком сотруд­ни­че­стве у нас и полу­чит­ся создать по-насто­я­ще­му удоб­ный и совре­мен­ный кам­пус.

Про­ект по созда­нию кам­пу­сов явля­ет­ся частью наци­о­наль­но­го про­ек­та «Нау­ка и уни­вер­си­те­ты», реа­ли­зу­е­мо­го Мино­бр­на­у­ки Рос­сии. Он направ­лен на при­вле­че­ние талант­ли­вой моло­де­жи в нау­ку, повы­ше­ние вовле­чен­но­сти про­фес­си­о­наль­но­го сооб­ще­ства в эффек­тив­ное реше­ние стра­те­ги­че­ски важ­ных вопро­сов в науч­ной сфе­ре, а так­же фор­ми­ро­ва­ние у граж­дан стра­ны пол­но­го пред­став­ле­ния о про­рыв­ных дости­же­ни­ях рос­сий­ской нау­ки при вза­и­мо­дей­ствии госу­дар­ства, науч­но­го сооб­ще­ства и биз­не­са. 

Напом­ним, что ранее были про­ве­де­ны два отбо­ра заявок на созда­ние кам­пу­сов, в рам­ках кото­рых выбра­ны 17 про­ек­тов (в 2021 году – 8 про­ек­тов, в 2022 году – 9 про­ек­тов). Сеть совре­мен­ных кам­пу­сов предо­ста­вит более 61 тыся­чи мест для под­го­тов­ки кад­ров в соот­вет­ствии с направ­ле­ни­я­ми реги­о­наль­ных стра­те­гий соци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, а так­же уве­ли­чит долю обу­ча­ю­щих­ся, систе­ма­ти­че­ски зани­ма­ю­щих­ся нау­кой, и моло­дых пре­по­да­ва­те­лей и уче­ных.