ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ НАСТРОЙКИ ВЕРСИИ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Баннер спецпроекта по СахГУ в

Особое внимание на восток: в СахГУ прошла международная школа «Диалог с Азией»

Проект реализуется в рамках программы стратегического академического лидерства "Приоритет–2030. Дальний Восток"

230 просмотров
Читать

В Саха­лин­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те про­шла меж­ду­на­род­ная зим­няя шко­ла «Диа­лог с Ази­ей». Луч­шие сту­ден­ты и уче­ни­ки школ смог­ли при­кос­нуть­ся к куль­ту­ре Азии, не выез­жая за пре­де­лы ост­ро­ва. Все­го про­ект собрал 92 участ­ни­ка, 10 из кото­рых при­е­ха­ли из даль­них реги­о­нов Рос­сии и зару­бе­жья. Шко­ла реа­ли­зу­ет­ся в рам­ках стра­те­ги­че­ско­го ака­де­ми­че­ско­го лидер­ства «При­о­ри­тет-2030. Даль­ний Восток», сооб­ща­ет корр. ИА SakhalinMedia.

Подоб­ное меро­при­я­тие было про­ве­де­но на базе уни­вер­си­те­та впер­вые, одна­ко уже сей­час у орга­ни­за­то­ров шко­лы есть пла­ны на про­лон­га­цию про­ек­та, рас­ши­ре­ние гео­гра­фии и фор­ма­та про­ве­де­ния. Основ­ной иде­ей для созда­ния шко­лы было пока­зать участ­ни­кам, как пред­став­ле­на куль­ту­ра Азии в реги­оне, и какое пред­став­ле­ние восточ­ной куль­ту­ры име­ют пре­по­да­ва­те­ли Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та.

— Для Саха­лин­ской обла­сти это совер­шен­но новый и уни­каль­ный про­ект, кото­рый охва­ты­ва­ет пер­спек­тив­ное направ­ле­ние — вза­и­мо­дей­ствие с Ази­ей, — рас­ска­за­ла дирек­тор инсти­ту­та исто­рии, фило­ло­гии и восто­ко­ве­де­ния Эль­ви­ра Лим. — К ази­ат­ским стра­нам все­гда был боль­шой инте­рес, но в послед­нее вре­мя вни­ма­ние осо­бен­но острое. В рам­ках этой шко­лы мы хоте­ли пока­зать насколь­ко Саха­лин­ская область инте­рес­на, для того что­бы вести диа­лог с восточ­ны­ми стра­на­ми. Кро­ме того, основ­ная цель была дать зна­ния не толь­ко язы­ко­вые, но и линг­во­куль­тур­ные.

В тече­ние 4 дней сту­ден­ты и школь­ни­ки раз­би­ра­ли кей­сы меж­куль­тур­но­го вза­и­мо­дей­ствия, участ­во­ва­ли в экс­кур­си­ях и мастер-клас­сах, слу­ша­ли лек­ции от пре­по­да­ва­те­лей мест­но­го уни­вер­си­те­та и веду­щих вузов Рос­сии и Казах­ста­на. Глав­ная осо­бен­ность шко­лы — вза­и­мо­дей­ствие всех участ­ни­ков сес­сии на англий­ском и рус­ском язы­ках. Осо­бый упор орга­ни­за­то­ры шко­лы дела­ют на гастро­но­ми­че­скую куль­ту­ру ост­ро­ва. За вре­мя реа­ли­за­ции про­ек­та участ­ни­ки смог­ли попро­бо­вать основ­ные блю­да восточ­ной кух­ни (китай­ская, корей­ская, саха­лин­ская корей­ская кух­ня). Каж­дый жела­ю­щий мог при­нять уча­стие в гастро­но­ми­че­ском мастер-клас­се по при­го­тов­ле­нию тра­ди­ци­он­но­го блю­да корей­ской кух­ни «Чап­чхэ».

В заклю­чи­тель­ный день с кейс-игрой перед слу­ша­те­ля­ми высту­пи­ла про­фес­сор кафед­ры ино­стран­но­го язы­ка и стра­но­ве­де­ния Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та Ири­на Балиц­кая. В ходе ее заня­тия участ­ни­кам пред­сто­я­ло выявить суть меж­куль­тур­но­го кон­флик­та через приз­му соб­ствен­но­го вос­при­я­тия. 

— Сего­дня я читаю лек­цию, ско­рее даже не лек­цию, а интер­ак­тив­ное заня­тие, где ребя­там пред­сто­ит решить несколь­ко задач. Инте­рес­но узнать какой ход реше­ния меж­куль­тур­но­го кон­флик­та они смо­гут пред­ло­жить, и какие цен­но­сти для каж­до­го из них глав­ные, — отме­ча­ет Ири­на Балиц­кая.

Раз­ви­тие дан­но­го про­ек­та цен­но для уни­вер­си­те­та и реги­о­на в целом, так как он име­ет про­фоори­ен­та­ци­он­ное направ­ле­ние. В ходе Шко­лы участ­ни­ки обре­та­ют зна­ния по направ­ле­нию, свя­зан­но­му с язы­ком и куль­ту­рой Азии, и из пер­вых уст узна­ют о рабо­те восточ­но­го отде­ле­ния в уни­вер­си­те­те.

К при­ме­ру, восточ­ное направ­ле­ние в Саха­лин­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те раз­ви­ва­ет­ся уже более 30 лет. Осо­бен­ность обра­зо­ва­тель­ной про­грам­мы в том, что у луч­ших сту­ден­тов направ­ле­ния «Восто­ко­ве­де­ния и Афри­ка­ни­сти­ки» есть воз­мож­ность прой­ти меж­ду­на­род­ную ста­жи­ров­ку в ВУЗе изу­ча­е­мой стра­ны. Кро­ме того, в рам­ках обра­зо­ва­тель­ной про­грам­мы осва­и­ва­ют не толь­ко язык, но и осо­бен­но­сти куль­ту­ры: гастро­но­ми­че­ское раз­но­об­ра­зие, кино­ин­ду­стрия, музы­ка и так далее. 

В заклю­че­нии обра­зо­ва­тель­ной про­грам­мы «Диа­лог с Ази­ей» участ­ни­ки и про­фес­со­ра полу­чи­ли сер­ти­фи­ка­ты участ­ни­ка. Уча­стие в меж­ду­на­род­ной шко­ле поз­во­ли­ло пре­по­да­ва­те­лям повы­сить свой уро­вень и полу­чить новую ква­ли­фи­ка­цию.

Вузы-партнёры СахГУ готовы поддержать сетевые программы по востоковедению

Встреча и. о. ректора СахГУ Александра Самардака с представителями приглашённых вузов прошла в рамках школы «Диалог с Азией».

193 просмотра
Читать

В меж­ду­на­род­ной шко­ле «Диа­лог с Ази­ей» при­ни­ма­ют уча­стие педа­го­ги и сту­ден­ты Казах­ско­го уни­вер­си­те­та меж­ду­на­род­ных отно­ше­ний и миро­вых язы­ков им. Абы­лай хана (г. Алма-Ата), Мос­ков­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та им. Ломо­но­со­ва, Мос­ков­ско­го госу­дар­ствен­но­го линг­ви­сти­че­ско­го уни­вер­си­тет и Мос­ков­ско­го город­ско­го педа­го­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та.

В ходе бесе­ды гости акцен­ти­ро­ва­ли вни­ма­ние на раз­ви­тии про­грамм маги­стра­ту­ры в обла­сти восто­ко­ве­де­ния. Так­же были обсуж­де­ны ини­ци­а­ти­вы по созда­нию сете­вой про­грам­мы маги­стра­ту­ры по восто­ко­ве­де­нию. Сего­дня в Саха­лин­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те нет сво­ей восто­ко­вед­че­ской маги­стра­ту­ры. На пер­вом эта­пе будет рас­смат­ри­вать­ся вопрос о созда­нии сете­вой про­грам­мы бака­лаври­а­та по восто­ко­ве­де­нию.

Соглас­но сло­жив­ше­му­ся под­хо­ду к реа­ли­за­ции сете­вых про­грамм, сту­дент, зачис­ля­ясь в свой базо­вый уни­вер­си­тет, име­ет пра­во изу­чать либо модуль, либо отдель­но взя­тую дис­ци­пли­ну в вузе-парт­нё­ре. Сете­вые про­грам­мы стро­ят­ся таким обра­зом, что­бы обес­пе­чить этот модуль­ный под­ход.

Кро­ме того, СахГУ – един­ствен­ный ост­ров­ной вуз, кото­рый рас­по­ла­га­ет воз­мож­но­стя­ми изу­че­ния восточ­ных язы­ков у носи­те­лей язы­ка, име­ет боль­шую парт­нёр­скую сеть за рубе­жом, где сту­ден­ты могут про­хо­дить ста­жи­ров­ку. А зна­чит, Саха­лин дол­жен стать свя­зу­ю­щим зве­ном меж­ду вуза­ми евро­пей­ской части и ази­ат­ски­ми учеб­ны­ми заве­де­ни­я­ми.

Отдель­ный акцент сде­ла­ли парт­нё­ры на том, что нель­зя изу­чать язык в отры­ве от стра­но­ве­де­ния, от тра­ди­ций, куль­ту­ры, исто­рии. Поэто­му восто­ко­вед – это не про­сто чело­век, зна­ю­щий язык, а чело­век, зна­ю­щий мен­та­ли­тет, тра­ди­ции, осо­бен­но­сти куль­ту­ры той или иной тер­ри­то­рии.

Меж­ду­на­род­ная шко­ла «Диа­лог с Ази­ей» про­хо­дит в рам­ках реа­ли­за­ции про­грам­мы стра­те­ги­че­ско­го ака­де­ми­че­ско­го лидер­ства «Приоритет–2030. Даль­ний Восток».

Учёные из Москвы, Алма-Аты и Южно-Сахалинска участвуют в школе «Диалог с Азией»

На Сахалине стартовала Международная зимняя школа «Диалог с Азией».

290 просмотров
Читать

Её про­грам­ма вклю­ча­ет в себя лек­ции веду­щих пре­по­да­ва­те­лей Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та и при­гла­шен­ных спи­ке­ров, прак­ти­че­ские заня­тия, мастер-клас­сы, экс­кур­сии, куль­тур­ные меро­при­я­тия.

Участ­ни­ка­ми шко­лы ста­ли 44 школь­ни­ка и 48 сту­ден­тов, в том чис­ле 10 гостей из таких вузов, как Казах­ский уни­вер­си­тет меж­ду­на­род­ных отно­ше­ний и миро­вых язы­ков им. Абы­лай хана (г. Алма-Ата, Казах­стан), Мос­ков­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та им. М.В. Ломо­но­со­ва (г. Москва), Мос­ков­ско­го госу­дар­ствен­но­го линг­ви­сти­че­ско­го уни­вер­си­те­та (г. Москва) и Мос­ков­ско­го город­ско­го педа­го­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та (г. Москва).

– Что­бы выстро­ить тес­ные отно­ше­ния со стра­на­ми Азии, нам нуж­ны спе­ци­а­ли­сты, спо­соб­ные гово­рить на одном язы­ке с ази­а­та­ми, и это не про­сто язык китай­ский, япон­ский или корей­ский, а так­же зна­ния в обла­сти куль­ту­ры, поли­ти­ки, пони­ма­ния эко­но­ми­ки, тра­ди­ций, и обы­ча­ев, – под­черк­нул и. о. рек­то­ра СахГУ Алек­сандр Самар­дак. – Мы хотим пози­ци­о­ни­ро­вать наш уни­вер­си­тет как центр иссле­до­ва­ния совре­мен­ной Азии и пла­ни­ру­ем создать про­филь­ную моло­дёж­ную лабо­ра­то­рию, кото­рая ста­нет точ­кой роста и раз­ви­тия меж­куль­тур­ных ком­му­ни­ка­ций. И наде­юсь, уже в сле­ду­ю­щем году мы про­ве­дём насто­я­щий меж­ду­на­род­ный форум, куда при­гла­сим пред­ста­ви­те­лей раз­ных стран.

В рам­ках шко­лы будет рас­смат­ри­вать­ся ряд акту­аль­ных тем, в том чис­ле инте­гра­ци­он­ные про­цес­сы и сотруд­ни­че­ство Рос­сии со стра­на­ми АТР, пер­спек­ти­вы сотруд­ни­че­ства в совре­мен­ном обра­зо­ва­тель­ном про­стран­стве, гума­ни­тар­ные аспек­ты меж­ду­на­род­ных отно­ше­ний со стра­на­ми Восто­ка, прак­ти­ки управ­ле­ния куль­тур­ны­ми раз­ли­чи­я­ми и постро­е­ния ком­му­ни­ка­ции.

– Мы, пожа­луй, самый ази­ат­ский из рос­сий­ских реги­о­нов, и для нас Азия – это не про­сто кра­си­вое, мело­дич­ное сло­во, но часть нашей повсе­днев­но­сти, – отме­тил министр инве­сти­ци­он­ной поли­ти­ки Саха­лин­ской обла­сти Васи­лий Гру­дев. – Так слу­чи­лось, что Рос­сия одна­жды сде­ла­ла выбор в сто­ро­ну того, что нын­че назы­ва­ют евро­пей­ским раз­ви­ти­ем, спа­си­бо за это Пет­ру I. Но у наше­го орла, как вы зна­е­те, две голо­вы, и у той, кото­рая гля­дит на запад, сей­час не самые луч­шие вре­ме­на. А это зна­чит, что у той голо­вы, кото­рая гля­дит на восток, вре­мя роста, вре­мя силы. 

Министр напом­нил, что поми­мо наших бли­жай­ших сосе­дей, есть и стра­ны Цен­траль­ной Азии, Иран, Индия. Пер­вые подвиж­ки в нала­жи­ва­нии отно­ше­ний с ними уже есть. 

Так, док­тор наук, Ph.D, ассо­ци­и­ро­ван­ный про­фес­сор кафед­ры пере­во­да восточ­ных язы­ков Казах­ско­го уни­вер­си­те­та меж­ду­на­род­ных отно­ше­ний и миро­вых язы­ков име­ни Абы­лай хана (г. Алма-Ата) Нел­ли Хан при­е­ха­ла на Саха­лин с докла­да­ми о меж­куль­тур­ной ком­му­ни­ка­ции в обра­зо­ва­тель­ном про­стран­стве Казах­ста­на и Рос­сии, о вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях рус­ских и каза­хов в Казах­стане, слож­но­стях и путях их пре­одо­ле­ния в изу­че­нии язы­ков. Вме­сте с ней при­е­ха­ли и чет­ве­ро сту­ден­тов корей­ско­го отде­ле­ния, двое из кото­рых пред­ста­вят докла­ды на англий­ском язы­ке.

В свою оче­редь, с лек­ци­ей «Гума­ни­тар­ные аспек­ты меж­ду­на­род­ных отно­ше­ний со стра­на­ми Восто­ка» высту­пит заве­ду­ю­щая кафед­рой япон­ско­го язы­ка Инсти­ту­та ино­стран­ных язы­ков Мос­ков­ско­го город­ско­го педа­го­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та, доцент, кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук Влад­ле­на Федя­ни­на. А при­е­хав­шие с ней сту­ден­ты рас­ска­жут о сво­ей кафед­ре, о япо­но­ве­де­нии в Москве и про­ве­дут заня­тия для млад­ших участ­ни­ков шко­лы.

– Для меня боль­шая честь участ­во­вать в шко­ле «Диа­лог с Ази­ей», – гово­рит В. Федя­ни­на. – Я в пер­вый раз на Саха­лине, и я про­сто потря­се­на: это сгу­сток исто­рии, сгу­сток рос­сий­ской и ази­ат­ской куль­ту­ры, и поэто­му, конеч­но же, про­ве­де­ние шко­лы имен­но здесь име­ет огром­ный смысл и зна­че­ние! Подоб­ные встре­чи не толь­ко под­во­дят итог накоп­лен­но­му опы­ту, но и выра­ба­ты­ва­ют пер­спек­ти­вы на буду­щее, дают колос­саль­ный твор­че­ский импульс. Мы под­пи­сы­ва­ем дого­вор меж­ду Мос­ков­ским город­ским педа­го­ги­че­ским уни­вер­си­те­том и Саха­лин­ским госу­дар­ствен­ным уни­вер­си­те­том, пла­ни­ру­ем ака­де­ми­че­ские обме­ны сту­ден­тов и, конеч­но, сов­мест­ные меро­при­я­тия, подоб­ные тому, что про­хо­дит сей­час.

Осо­бое вни­ма­ние уде­ле­но гастро­но­ми­че­ской части про­грам­мы шко­лы: за четы­ре дня участ­ни­ки полу­чат уни­каль­ную воз­мож­ность попро­бо­вать основ­ные блю­да восточ­ной кух­ни (китай­ская, корей­ская, саха­лин­ская корей­ская кух­ни), а так­же прой­ти мастер-класс по при­го­тов­ле­нию тра­ди­ци­он­но­го блю­да корей­ской кух­ни «чап­чхэ».

По ито­гам осво­е­ния про­грам­мы шко­лы сту­ден­ты полу­чат сер­ти­фи­кат участ­ни­ка, пре­по­да­ва­те­ли – удо­сто­ве­ре­ние о повы­ше­нии ква­ли­фи­ка­ции «Кросс-куль­тур­ные прак­ти­ки фор­ми­ро­ва­ния функ­ци­о­наль­ной гра­мот­но­сти обу­ча­ю­щих­ся в усло­ви­ях меж­куль­тур­но­го вза­и­мо­дей­ствия» (36 часов). 

Меж­ду­на­род­ная шко­ла «Диа­лог с Ази­ей» про­хо­дит в рам­ках реа­ли­за­ции про­грам­мы стра­те­ги­че­ско­го ака­де­ми­че­ско­го лидер­ства «Приоритет–2030. Даль­ний Восток».

На Сахалине началась активная фаза строительства кампуса мирового уровня

На строительной площадке, на месте бывшего Дома офицеров, залили первый бетон в основание научно-образовательного комплекса СахалинTech.

319 просмотров
Читать

На стро­и­тель­ной пло­щад­ке, на месте быв­ше­го Дома офи­це­ров, зали­ли пер­вый бетон в осно­ва­ние науч­но-обра­зо­ва­тель­но­го ком­плек­са Саха­линTech. Это зна­ме­на­тель­ный этап в любой строй­ке: он озна­ча­ет пере­ход от под­го­то­ви­тель­ной фазы к актив­ным рабо­там.

– Лич­но наш Пре­зи­дент Вла­ди­мир Путин при­нял реше­ние о том, что­бы постро­ить в Рос­сии несколь­ко кам­пу­сов миро­во­го уров­ня, в том чис­ле и на Саха­лине, – ска­зал губер­на­тор Вале­рий Лима­рен­ко, посе­тив­ший сего­дня стро­и­тель­ную пло­щад­ку. – Имен­но в День народ­но­го един­ства про­ис­хо­дит зна­ме­на­тель­ное собы­тие, и мы зали­ва­ем пер­вый бетон в осно­ва­ние буду­ще­го науч­но-обра­зо­ва­тель­но­го ком­плек­са. Толь­ко общи­ми уси­ли­я­ми – стро­и­те­лей, реги­о­наль­но­го пра­ви­тель­ства, нау­ки, биз­не­са – мы смо­жем реа­ли­зо­вать столь важ­ный и круп­ный про­ект. Пере­до­вой кам­пус необ­хо­дим ост­ров­но­му реги­о­ну, что­бы наши выпуск­ни­ки полу­ча­ли луч­шее обра­зо­ва­ние и луч­шие рабо­чие места на Саха­лине, что­бы биз­нес вза­и­мо­дей­ство­вал с пере­до­вой нау­кой и рабо­тал на бла­го реги­о­на. Сей­час рабо­ты на пло­щад­ке идут с неболь­шим опе­ре­же­ни­ем гра­фи­ка – шесть дней. Впе­ре­ди – боль­шая строй­ка, и мы обес­пе­чим все усло­вия, что­бы боль­шое госу­дар­ствен­ное дело было выпол­не­но в срок.

В науч­но-обра­зо­ва­тель­ном ком­плек­се раз­ме­стят­ся учеб­ные ауди­то­рии, науч­но-иссле­до­ва­тель­ские лабо­ра­то­рии, R&D цен­тров, кото­рые будут решать кон­крет­ные зада­чи биз­не­са. Сов­мест­но с бота­ни­че­ским садом созда­дут оран­же­рею, кото­рая будет не толь­ко науч­ным объ­ек­том, но и откры­тым для всех жела­ю­щих обще­ствен­ным про­стран­ством. В кам­пу­се преду­смот­рят так­же поме­ще­ния для пуб­лич­ных меро­при­я­тий, выста­воч­ные пло­ща­ди, биб­лио­те­ку, спор­тив­ные залы, кафе. Общая пло­щадь ком­плек­са пре­вы­сит 88 тысяч квад­рат­ных мет­ров.

Сим­во­ли­че­ский старт бетон­ным рабо­там, взмах­нув крас­ным флаж­ком, дал шести­класс­ник Мак­сим Веров. Маль­чик – актив­ный участ­ник обще­рос­сий­ско­го Дви­же­ния пер­вых, в буду­щем он наде­ет­ся стать сту­ден­том Саха­линTech.

– Вче­ра позво­ни­ли моей маме и спро­си­ли, могу ли я выпол­нить важ­ную мис­сию. Я был очень рад, хотя уди­вил­ся, что меня взя­ли имен­но меня. В буду­щем я меч­таю посту­пить в новый боль­шой и кра­си­вый уни­вер­си­тет и сде­лать мно­го хоро­ше­го для Саха­ли­на, – поде­лил­ся юный саха­ли­нец.

На стро­и­тель­ную пло­щад­ку при­гла­си­ли сего­дня и сту­ден­тов. Заме­сти­тель пред­се­да­те­ля сту­ден­че­ско­го сове­та тех­ни­че­ско­го неф­те­га­зо­во­го инсти­ту­та СахГУ Семен Выбор­нов учит­ся на тре­тьем кур­се. Стро­и­тель­ство кам­пу­са завер­шит­ся, когда он уже полу­чит диплом, но моло­дой чело­век рас­счи­ты­ва­ет зани­мать­ся в пере­до­вом кам­пу­се науч­ной дея­тель­но­стью.

– В сту­ден­че­ском сооб­ще­стве новость о стро­и­тель­стве уни­вер­си­те­та вос­при­ня­ли очень радост­но. Мы видим, что рабо­ты актив­но идут, это уже не толь­ко сло­ва. В новом кам­пу­се преду­смот­ре­ны лабо­ра­то­рии пере­до­вых иссле­до­ва­ний, в кото­рых моло­дые пер­спек­тив­ные уче­ные полу­чат воз­мож­ность вопло­щать свои про­ек­ты. Наш рек­тор неод­но­крат­но гово­рил, что стре­мит­ся, к тому, что­бы труд уче­ных опла­чи­вал­ся достой­но. Уве­рен, что кам­пус ста­нет местом, где ребя­та будут полу­чать хоро­шее воз­на­граж­де­ние за свои откры­тия, где нау­ка и биз­нес будут суще­ство­вать в сим­би­о­зе, – рас­ска­зал Семен.

Поми­мо физи­че­ско­го фун­да­мен­та – нача­лась рабо­та по созда­нию науч­но­го фун­да­мен­та буду­ще­го кам­пу­са Саха­линTech. Сей­час идет актив­ная фаза по фор­ми­ро­ва­нию хими­че­ско­го кла­сте­ра. В него вой­дет новая лабо­ра­то­рия, кото­рая будет зани­мать­ся иссле­до­ва­ни­я­ми в обла­сти химии и при­клад­ной эко­ло­гии: это опре­де­ле­ние загряз­не­ний воз­ду­ха, грун­та, воды, вклю­чая ради­а­ци­он­ные изме­ре­ния, ком­плекс­ный эко­ло­ги­че­ский мони­то­ринг окру­жа­ю­щей сре­ды и раз­ра­бот­ка тех­но­ло­гий по сни­же­нию эко­ло­ги­че­ской нагруз­ки и устра­не­ния загряз­не­ний. Лабо­ра­то­рию воз­гла­вил моло­дой уче­ный, кан­ди­дат хими­че­ских наук Эду­ард Токарь. 

Пере­за­пу­ще­на лабо­ра­то­рия элек­тро­хи­ми­че­ских источ­ни­ков тока, кото­рую так­же воз­гла­вил моло­дой уче­ный, кан­ди­дат хими­че­ских наук Олег Шича­лин. Обнов­ля­ет­ся при­бор­ная база науч­но-иссле­до­ва­тель­ской лабо­ра­то­рии хими­ко-био­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний, кото­рая обес­пе­чи­ва­ет про­ве­де­ние хими­че­ско-ана­ли­ти­че­ской экс­пер­ти­зы в уни­вер­си­те­те. Все это созда­ет­ся для того, что обес­пе­чить раз­ви­тие новых направ­ле­ний для реги­о­на: хими­че­ские тех­но­ло­гии, био­тех­но­ло­гии и фар­ма­ко­ло­гия. 

В СахГУ актив­но раз­ви­ва­ют­ся иссле­до­ва­ния по циф­ро­вым тех­но­ло­ги­ям. В сен­тяб­ре сов­мест­но со Сбер­бан­ком был открыт Центр искус­ствен­но­го интел­лек­та. Сей­час в уни­вер­си­те­те созда­ли лабо­ра­то­рию моде­ли­ро­ва­ния радио­элек­трон­ных устройств, кото­рой руко­во­дит моло­дой док­тор тех­ни­че­ских наук Тимур Гази­зов. Лабо­ра­то­рия созда­на в рам­ках про­грам­мы раз­ви­тия «При­о­ри­тет-2030. Даль­ний Восток», а про­мыш­лен­ным парт­нё­ром в ней ста­ла ком­па­ния НПЦ «ЭЛВИС», кото­рая не пер­вый год зани­ма­ет­ся раз­ра­бот­кой реше­ний для мик­ро­элек­тро­ни­ки, радио­элек­трон­ной борь­бы и охран­ных ком­плек­сов. 

Еще одно направ­ле­ние, кото­рое ста­нет «цемен­ти­ру­ю­щим соста­вом» буду­ще­го кам­пу­са Саха­линTech – кли­ма­ти­че­ская и энер­ге­ти­че­ская повест­ки. Эти направ­ле­ния явля­ют­ся стра­те­ги­че­ски­ми про­ек­та­ми как для реги­о­на, так и для стра­ны в целом. В рам­ках про­грам­мы раз­ви­тия уни­вер­си­те­та на это дела­ет­ся силь­ный акцент. В пер­спек­ти­ве кли­ма­ти­че­ская повест­ка будет уси­ле­на IT-бло­ком и искус­ствен­ным интел­лек­том, а так­же направ­ле­ни­я­ми, свя­зан­ны­ми с бес­пи­лот­ни­ка­ми и дистан­ци­он­ным зон­ди­ро­ва­ни­ем Зем­ли. 

- Я думаю, что в сле­ду­ю­щем году нам удаст­ся создать еще несколь­ко лабо­ра­то­рий в обла­сти аква­куль­ту­ры и рыбо­вод­ства. В насто­я­щее вре­мя мы гото­вим для наших уче­ных и сту­ден­тов мари­куль­тур­ный био­тех­но­парк и в сле­ду­ю­щем году он нач­нёт функ­ци­о­ни­ро­вать. На встре­че с Учё­ным сове­том уни­вер­си­те­та губер­на­тор Саха­лин­ской обла­сти Вале­рий Лима­рен­ко чёт­ко обо­зна­чил зада­чи, кото­рые сто­ят перед реги­о­ном, в том чис­ле, свя­зан­ные с рыбо­до­бы­ва­ю­щей и рыбо­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щей отрас­лью, аква­куль­ту­рой. - отме­тил и.о. рек­то­ра СахГУ Алек­сандр Самар­дак.

Кро­ме это­го, начи­на­ет­ся рабо­та по уси­ле­нию социо-гума­ни­тар­но­го направ­ле­ния и созда­нию на базе СахГУ «Саха­лин­ско­го цен­тра иссле­до­ва­ний совре­мен­ной Азии». Это озна­ча­ет, что уни­вер­си­тет будет уси­ли­вать не толь­ко язы­ко­вую под­го­тов­ку, но и раз­ви­вать ком­пе­тен­ции, кото­рые важ­ны для пони­ма­ния ази­ат­ской куль­ту­ры, эко­но­ми­ки, поли­ти­ки, биз­не­са. Это важ­но для реги­о­на, посколь­ку он дви­жет­ся в сто­ро­ну раз­ви­тия отно­ше­ний с Кита­ем, Инди­ей и дру­ги­ми стра­на­ми АТР. И здесь, буду­щий кам­пус дол­жен быть флаг­ма­ном ази­ат­ско­го направ­ле­ния на Даль­нем Восто­ке.

Напом­ним, кам­пус миро­во­го уров­ня под­ра­зу­ме­ва­ет так­же стро­и­тель­ство сту­ден­че­ско­го город­ка на 1500 чело­век. Рабо­ты по бето­ни­ро­ва­нию осно­ва­ния на объ­ек­те, кото­рый раз­ме­стит­ся на про­спек­те Побе­ды, стар­то­ва­ли в кон­це октяб­ря. Сдать сту­ден­че­ский горо­док пла­ни­ру­ет­ся в 2025 году, а науч­но-обра­зо­ва­тель­ный ком­плекс – в 2026 году. Рабо­ты ведут­ся в рам­ках наци­о­наль­но­го про­ек­та «Нау­ка и уни­вер­си­те­ты», кото­рый реа­ли­зу­ет­ся по ини­ци­а­ти­ве Вла­ди­ми­ра Пути­на.

Конференция «ИННОВА-2023» подвела итоги

Межрегиональная научно-инновационная конференция «ИННОВА-2023» прошла в формате молодёжного инновационного форума в СахГУ.

676 просмотров
Читать

В рам­ках кон­фе­рен­ции состо­ял­ся кон­курс науч­но-иссле­до­ва­тель­ских и инно­ва­ци­он­ных про­ек­тов сту­ден­тов и аспи­ран­тов по трём науч­ным направ­ле­ни­ям: «Тех­ни­че­ские нау­ки», «Гума­ни­тар­но-обще­ствен­ные нау­ки» и «Есте­ствен­ные нау­ки».

На цере­мо­нии откры­тия почет­ным гостя­ми ста­ли и.о. рек­то­ра СахГУ Алек­сандр Самар­дак, заме­сти­тель мини­стра циф­ро­во­го и тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия Саха­лин­ской обла­сти Сер­гей Коцу­конь и дирек­тор Депар­та­мен­та эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия Адми­ни­стра­ции горо­да Южно-Саха­лин­ска Павел Пав­лен­ко. 

С пле­нар­ны­ми докла­да­ми высту­пи­ли управ­ля­ю­щий дирек­тор по раз­ви­тию наци­о­наль­ных про­ек­тов Сибирь и Даль­ний Восток ПАО «Мега­фон» Вла­ди­слав Гени­а­тов с докла­дом про бес­пи­лот­ни­ки, доцент кафед­ры эко­ло­гии, био­ло­гии и при­род­ных ресур­сов, заве­ду­ю­щий науч­но- иссле­до­ва­тель­ской лабо­ра­то­ри­ей при­клад­ной эко­ло­гии СахГУ Анна Лит­ви­нен­ко с докла­дом, посвя­щен­ный ито­гам про­ве­де­ния работ по гран­ту РНФ в 2022–2023 гг. «Мик­ро­эле­мент­ный состав тихо­оке­ан­ских лосо­сей севе­ро-запад­ной Паци­фи­ки: акку­му­ля­ция, био­транс­порт и эко­ло­ги­че­ские рис­ки» и заве­ду­ю­щий науч­но- иссле­до­ва­тель­ской лабо­ра­то­ри­ей «Элек­тро­хи­ми­че­ские источ­ни­ки для воз­об­нов­ля­е­мой энер­ге­ти­ки» Олег Шича­лин с темой «Как и для чего уче­ные созда­ют мате­ри­а­лы буду­ще­го».

В ходе меро­при­я­тия сту­ден­ты, аспи­ран­ты пред­ста­ви­ли свои науч­но-иссле­до­ва­тель­ские и инно­ва­ци­он­ные про­ек­ты, обсу­ди­ли основ­ные про­бле­мы под­держ­ки моло­деж­ной нау­ки и раз­ви­тия инно­ва­ци­он­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства.

– Эта кон­фе­рен­ция тра­ди­ци­он­но про­во­дит­ся при под­держ­ке меж­ду­на­род­но­го кон­сор­ци­у­ма «Сахалин‑1» и в этом году отме­ча­ет свой юби­лей – 10 лет, – рас­ска­за­ла глав­ный спе­ци­а­лист по науч­ной дея­тель­но­сти отде­ла науч­ной и инно­ва­ци­он­ной рабо­ты СахГУ Анна Момот. – На сей раз было пода­но 42 заяв­ки на уча­стие в трёх сек­ци­ях. Боль­шин­ство участ­ни­ков – сту­ден­ты, в том чис­ле гости из Вла­ди­во­сто­ка.

Так, по тех­ни­че­ско­му направ­ле­нию 1 место при­суж­де­но сту­ден­ту из При­мо­рья, кото­рый пред­ста­вил Telegram-бот для пере­да­чи пока­за­ний в рас­чёт­но-кас­со­вые цен­тры. Экс­пер­ты отме­ти­ли, что этот про­ект мож­но пред­ло­жить для исполь­зо­ва­ния в том чис­ле саха­лин­ским орга­ни­за­ци­ям.

Отли­чи­лись и саха­лин­ские сту­ден­ты: напри­мер, с про­ек­том по QR-кодам. Хотя боль­шин­ство пред­став­лен­ных работ каса­лось ста­ти­сти­ки, ана­ли­за и обра­бот­ки науч­ных дан­ных. Побе­ди­те­ли, заняв­шие пер­вые места, полу­ча­ют дипло­мы и воз­мож­ность ста­жи­ров­ки в стар­тап-сту­дии ДВФУ (г. Вла­ди­во­сток). За вто­рые и тре­тьи места пола­га­ют­ся цен­ные при­зы от спон­со­ров.

Анто­ни­на Шило­ва

Так, дипло­ма побе­ди­те­ля в номи­на­ции «За успеш­ное нача­ло меж­ву­зов­ско­го науч­но­го сотруд­ни­че­ства» удо­сто­е­на тре­тье­курс­ни­ца Вла­ди­во­сток­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та Анто­ни­на Шило­ва.

– Мой про­ект был посвя­щён изу­че­нию отто­ка спе­ци­а­ли­стов на Даль­нем Восто­ке, я пред­ло­жи­ла инстру­мен­ты раз­ви­тия и сохра­не­ния это­го науч­но­го потен­ци­а­ла, – рас­ска­за­ла девуш­ка. – Мно­гие уез­жа­ют за луч­ши­ми пер­спек­ти­ва­ми, и я счи­таю, что это оши­боч­ное мне­ние: здесь у нас так­же про­ис­хо­дит раз­ви­тие науч­но­го потен­ци­а­ла, про­сто пока что не так ярко, как в цен­траль­ной части стра­ны.

В рам­ках кон­фе­рен­ция «ИННОВА-2023» так­же состо­ял­ся круг­лый стол по вопро­сам кли­ма­ти­че­ской пове­сти и водо­род­ной энер­ге­ти­ки в Рос­сии, её про­бле­мы и реше­ния. На круг­лом сто­ле про­зву­ча­ли выступ­ле­ния иссле­до­ва­те­лей СахГУ, спе­ци­а­ли­стов Саха­лин­ско­го кли­ма­ти­че­ско­го цен­тра и учё­ных из Чер­но­го­лов­ки.

Кон­фе­рен­ция «ИННОВА-2023» про­шла в рам­ках реа­ли­за­ции про­грам­мы стра­те­ги­че­ско­го ака­де­ми­че­ско­го лидер­ства «Приоритет–2030. Даль­ний Восток».

Педагоги Сахалина ознакомились с профориентационными проектами СахГУ

Встреча c учителями и директорами образовательных организаций Сахалинской области прошла в стенах Института естественных наук и техносферной безопасности СахГУ.

372 просмотра
Читать

Встре­ча c учи­те­ля­ми и дирек­то­ра­ми обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций Саха­лин­ской обла­сти про­шла в сте­нах Инсти­ту­та есте­ствен­ных наук и тех­но­сфер­ной без­опас­но­сти СахГУ. Меро­при­я­тие яви­лось частью педа­го­ги­че­ско­го фору­ма «Обра­зо­ва­ние – энер­гия буду­ще­го».

И. о. рек­то­ра уни­вер­си­те­та Алек­сандр Самар­дак попри­вет­ство­вал гостей и рас­ска­зал о том, как глав­ный ост­ров­ной вуз будет раз­ви­вать­ся в бли­жай­шие годы. Им про­де­мон­стри­ро­ва­ли видео­ро­ли­ки об уни­вер­си­тет­ских про­ек­тах и о стро­я­щем­ся кам­пу­се «Саха­линTech».

В ходе экс­кур­сии по ИЕНиТБ педа­го­ги озна­ко­ми­лись подроб­но с про­ек­том «500 школь­ни­ков», посе­ти­ли лабо­ра­то­рии, кото­рые созда­ны сей­час в обра­зо­ва­тель­ном про­стран­стве инсти­ту­та для школь­ни­ков сов­мест­но с парт­нё­ра­ми СахГУ.

Так­же гости узна­ли о профори­ен­та­ци­он­ных про­ек­тах, в кото­рых их вос­пи­тан­ни­ки и обра­зо­ва­тель­ные учре­жде­ния могут потен­ци­аль­но при­ни­мать уча­стие. Поми­мо «500 школь­ни­ков», это такие мас­штаб­ные начи­на­ния, как «Шко­ла буду­ще­го сту­ден­та», «Олим­пи­а­да СахГУ для школь­ни­ков», «Уни­вер­си­тет­ские суб­бо­ты».

– Осо­бен­ный инте­рес про­яви­ли педа­го­ги к про­ек­ту «Шко­ла буду­ще­го сту­ден­та», – сооб­щи­ла руко­во­ди­тель цен­тра карье­ры и кор­по­ра­тив­но­го сотруд­ни­че­ства СахГУ Диа­на Афа­на­сье­ва. – Этот про­ект мы сов­мест­но с пра­ви­тель­ством и мини­стер­ством обра­зо­ва­ния Саха­лин­ской обла­сти реа­ли­зу­ем уже в чет­вёр­тый раз, его парт­нё­ром явля­ют­ся фонд «Новое поко­ле­ние» и профори­ен­та­ци­он­ный про­ект «Все­лен­ная воз­мож­но­стей». В этом году в про­ек­те при­ни­ма­ют уча­стие 157 стар­ше­класс­ни­ков из 6 рай­о­нов Саха­лин­ской обла­сти.

Про­грам­ма для буду­щих сту­ден­тов под­ра­зу­ме­ва­ет рабо­ту про­филь­ных школ по раз­ным направ­ле­ни­ям: есте­ствен­но­на­уч­но­му, тех­ни­че­ско­му, инже­нер­но­му, медиа, пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ско­му, линг­ви­сти­че­ско­му и дру­гим. В рам­ках этих школ опыт­ные пре­по­да­ва­те­ли СахГУ, а так­же инду­стри­аль­ные парт­нё­ры уни­вер­си­те­та гото­вят мастер-клас­сы и прак­ти­ко­ори­ен­ти­ро­ван­ные заня­тия для детей, с помо­щью кото­рых те зна­ко­мят­ся со сво­ей буду­щей про­фес­си­ей. Этот вось­ми­не­дель­ный интен­сив для стар­ше­класс­ни­ков помо­га­ет ребя­там опре­де­лить­ся с буду­щей про­фес­си­ей.

«Диалог с Азией»

С 7 по 10 ноября 2023 года в Сахалинском государственном университете пройдет Международная школа «Диалог с Азией».

368 просмотров
Читать

С 7 по 10 нояб­ря 2023 года в Саха­лин­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те прой­дет Меж­ду­на­род­ная шко­ла «Диа­лог с Ази­ей». 

В рам­ках шко­лы прой­дут лек­ции от веду­щих пре­по­да­ва­те­лей СахГУ и при­гла­шен­ных спи­ке­ров, прак­ти­че­ские заня­тия, мастер-клас­сы, экс­кур­сии и куль­тур­ные меро­при­я­тия. 

Пла­ни­ру­ет­ся рас­смот­ре­ние сле­ду­ю­щих тем:

  • Инте­гра­ци­он­ные про­цес­сы и сотруд­ни­че­ство Рос­сии со стра­на­ми АТР
  • Даль­ний Восток: при­о­ри­тет­ные направ­ле­ния и стра­те­ги­че­ские цели
  • Пер­спек­ти­вы сотруд­ни­че­ства Рос­сии и Цен­траль­ной Азии в совре­мен­ном обра­зо­ва­тель­ном про­стран­стве
  • Гума­ни­тар­ные аспек­ты меж­ду­на­род­ных отно­ше­ний со стра­на­ми Восто­ка
  • Прак­ти­ки управ­ле­ния куль­тур­ны­ми раз­ли­чи­я­ми и постро­е­ния ком­му­ни­ка­ции.

По ито­гам осво­е­ния про­грам­мы Шко­лы сту­ден­ты полу­чат сер­ти­фи­кат участ­ни­ка, пре­по­да­ва­те­ли – удо­сто­ве­ре­ние о повы­ше­нии ква­ли­фи­ка­ции (36 часов).

Рабо­чие язы­ки: рус­ский, англий­ский.

Меж­ду­на­род­ная (зим­няя) шко­ла «Диа­лог с Ази­ей» прой­дет в рам­ках реа­ли­за­ции про­грам­мы стра­те­ги­че­ско­го ака­де­ми­че­ско­го лидер­ства «Приоритет–2030. Даль­ний Восток».

Передовые разработки по морским геосистемам обсуждались на семинаре в СахГУ

Семинар «Перспективные направления исследований СахГУ в области геосистем морских берегов: вопросы приоритета и трансфера научных знаний» состоялся в стенах университета.

290 просмотров
Читать

Семи­нар «Пер­спек­тив­ные направ­ле­ния иссле­до­ва­ний СахГУ в обла­сти гео­си­стем мор­ских бере­гов: вопро­сы при­о­ри­те­та и транс­фе­ра науч­ных зна­ний» состо­ял­ся в сте­нах уни­вер­си­те­та. Меро­при­я­тие про­шло в рам­ках реа­ли­за­ции про­грам­мы стра­те­ги­че­ско­го ака­де­ми­че­ско­го лидер­ства «Приоритет–2030. Даль­ний Восток».

Уча­стие в семи­на­ре при­ня­ли сотруд­ни­ки и сту­ден­ты СахГУ, заин­те­ре­со­ван­ные в иссле­до­ва­ни­ях по дан­ной теме, про­филь­ные спе­ци­а­ли­сты, иссле­до­ва­те­ли. Основ­ным доклад­чи­ком высту­пил веду­щий науч­ный сотруд­ник Бере­го­во­го науч­но-тех­но­ло­ги­че­ско­го цен­тра Вик­тор Афа­на­сьев.

– Если взять для при­ме­ра «кар­бо­но­вую повест­ку» в рам­ках кли­ма­ти­че­ско­го экс­пе­ри­мен­та Саха­лин­ской обла­сти, то мы здесь, в прин­ци­пе, пер­вые вооб­ще в Рос­сии и в мире, пото­му что при­бреж­но-мор­ские вод­но-болот­ные уго­дья – это в первую оче­редь ман­гро­вые леса при­лив­но-отлив­ной поло­сы, их погло­ти­тель­ная ёмкость рав­на ёмко­сти тро­пи­че­ских лесов. То есть это очень серьёз­ная гео­си­сте­ма, – под­черк­нул доклад­чик. – В СахГУ уже име­ет­ся серьёз­ная науч­ная база по дан­ной тема­ти­ке, поэто­му мы лег­ко зашли в эту тему и пони­ма­ем, куда идти. Нам нуж­ны спе­ци­а­ли­сты – иссле­до­ва­те­ли, про­из­вод­ствен­ни­ки, что­бы уже в 2024–25 году отра­бо­тать вопрос кар­бо­но­вых ферм имен­но на вод­но-болот­ных уго­дьях.

Пред­став­лен­ная на семи­на­ре пре­зен­та­ция была посвя­ще­на тем пере­до­вым направ­ле­ни­ям, в кото­рых СахГУ может пока­зать себя не толь­ко рос­сий­ско­му науч­но­му сооб­ще­ству, но и миро­во­му.

Команда университета принимает участие в фестивале лучших практик программы «Приоритет 2030»

Цель мероприятия – изучить и проанализировать лучшие практики вузов-участников программы.

245 просмотров
Читать

Участ­ни­ка­ми PRIORITY FEST 2023 ста­ли рек­то­ры и про­рек­то­ры рос­сий­ских вузов, руко­во­ди­те­ли про­ект­ных офи­сов, стра­те­ги­че­ских про­ек­тов уни­вер­си­те­тов, участ­ву­ю­щих в про­грам­ме «При­о­ри­тет 2030».

В этом году в рам­ках меро­при­я­тия про­во­ди­лось четы­ре пле­нар­ных сес­сии. Отдель­ная часть была посвя­ще­на финан­со­вой моде­ли вузов, обсуж­де­нию стра­те­гии, меж­ду­на­род­ной дея­тель­но­сти и циф­ро­вых ком­пе­тен­ций уни­вер­си­те­тов. В зави­си­мо­сти от направ­ле­ния вуза обсуж­да­лись вари­ан­ты реа­ли­за­ции про­ек­тов.

Priority Fest 2023 — это фести­валь луч­ших прак­тик вузов — участ­ни­ков и кан­ди­да­тов про­грам­мы «При­о­ри­тет 2030», соор­га­ни­за­то­ром кото­ро­го в этом году высту­па­ет ФГАНУ «Соци­о­центр».

Молодой доктор наук из Сибири возглавит радиоэлектронную лабораторию в СахГУ

Доктор технических наук Тимур Газизов из Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) возглавит Лабораторию моделирования радиоэлектронных устройств в СахГУ.

416 просмотров
Читать

Док­тор тех­ни­че­ских наук Тимур Гази­зов из Том­ско­го уни­вер­си­те­та систем управ­ле­ния и радио­элек­тро­ни­ки (ТУСУР) воз­гла­вит Лабо­ра­то­рию моде­ли­ро­ва­ния радио­элек­трон­ных устройств в СахГУ.

Лабо­ра­то­рия созда­ёт­ся в рам­ках про­грам­мы раз­ви­тия «При­о­ри­тет-2030. Даль­ний Восток», а про­мыш­лен­ным парт­нё­ром в ней ста­нет ком­па­ния «ЭЛВИС», кото­рая не пер­вый год зани­ма­ет­ся раз­лич­ны­ми реше­ни­я­ми в сфе­ре радио­элек­трон­ной борь­бы, бес­пи­лот­ни­ков, их обна­ру­же­ния и веде­ния сопро­вож­де­ния.

– На дан­ный момент в лабо­ра­то­рии рабо­та­ет трое внеш­них спе­ци­а­ли­стов: я как руко­во­ди­тель и двое ребят, моло­дые кан­ди­да­ты наук, кото­рые долж­ны защи­тить­ся в тече­нии бли­жай­ших двух лет и тоже стать док­то­ра­ми наук, – рас­ска­зал Тимур Гази­зов. – Это будет основ­ной костяк лабо­ра­то­рии, но у руко­вод­ства реги­о­на кон­крет­ная зада­ча: при­вез­ти на ост­ров ещё 150 чело­век со всей стра­ны. И это дей­стви­тель­но серьез­ный вызов и для нашей лабо­ра­то­рии в том чис­ле.

Радио­элек­трон­ная борь­ба – толь­ко одно из направ­ле­ний дея­тель­но­сти лабо­ра­то­рии, а в осно­ве все­го лежит мате­ма­ти­че­ское моде­ли­ро­ва­ние. Напри­мер, в пра­ви­тель­стве обла­сти обсуж­да­ет­ся реаль­ное при­ме­не­ние: есть дро­ны, кото­рые само­сто­я­тель­но нахо­дят свал­ки и про­из­во­дят фото­фик­са­цию, необ­хо­ди­мо сде­лать рас­чё­ты, что­бы уве­ли­чить их эффек­тив­ность вдвое.

– Разу­ме­ет­ся, в рам­ках про­ек­тов в рабо­ту лабо­ра­то­рии долж­ны вклю­чать­ся и сту­ден­ты. Я вижу здесь очень боль­шой потен­ци­ал и очень силь­но наде­юсь на про­грам­му ста­жи­ро­вок, что­бы мы саха­лин­ских сту­ден­тов мог­ли при­ве­сти в ТУСУР, а они сво­их маги­стран­тов мог­ли при­вез­ти сюда, – счи­та­ет руко­во­ди­тель лабо­ра­то­рии.

Реа­ли­за­ция про­ек­та про­хо­дит в рам­ках про­грам­мы раз­ви­тия «При­о­ри­тет 2030. Даль­ний Восток».