Конференция прошла в Минске, на базе Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка. В рамках конференции обсуждались актуальные вопросы и перспективные направления научно-исследовательской, научно-методической и практической деятельности в области психологии образования. Помимо островного вуза и академических кругов Белоруссии, на ней собрались ученые из Тульского государственного педагогического университета имени Л. Н. Толстого, Уральского государственного педагогического университета, Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского, Таллиннского университета (Эстония), Херсонского государственного университета и Южно-украинского национального педагогического университета им. К. Д. Ушинского (Украина), руководители и специалисты органов государственного и местного управления, представители СМИ, аспиранты и студенты.
Открыли работу конференции с приветственным словом первый проректор БГПУ, доцент Светлана Коптева и директор Института психологии БГПУ, доцент Дмитрий Дьяков.
На пленарном заседании было представлено 18 докладов высокопрофессиональных специалистов в области психологии и педагогики. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Института психологии и педагогики СахГУ Елена Афанасенкова выступила с сообщением на тему «Возможности и особенности профессиональной самореализации педагога-психолога в современной российской системе образования».
– Благодаря живой дискуссии вокруг поднятых проблем пленарное заседание стало очень интересным и научно познавательным не только для участников конференции, но и профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов БГПУ, – рассказывает Елена Леонидовна.
На второй день работа конференции осуществлялась на пяти секциях и мастер-классах. Секция № 4 «Психолого-педагогическое сопровождение самореализации личности» проходила в режиме онлайн-вебинара между кафедрой психологии образования Института психологии БГПУ (Минск) и Институтом психологии и педагогики СахГУ (Южно-Сахалинск). От минского университета участников секции приветствовала заведующий кафедрой психологии образования Института психологии БГПУ Алла Музыченко, от сахалинского университета участников вебинара приветствовали проректор по научно-исследовательской и проектной работе СахГУ Владимир Моисеев и заведующая кафедрой психологии ИПиП Елена Власенкова.
С каждой стороны было представлено по три доклада, после чего прошел круглый стол по актуальным вопросам психологии образования. От ИПиП СахГУ выступили доцент кафедры теории и методики обучения и воспитания Л. Н. Румянцева (доклад «Наставничество в системе непрерывного профессионального развития учителя начальных классов»), заместитель директора ИПиП М. В. Куприна («Формы взаимодействия с современной семьей как субъектом воспитательской работы и ресурсом для самореализации всех ее участников»), доцент кафедры психологии ИПиП Р. А. Кутбиддинова («Особенности профессиональной самореализации практикующего психолога»). От кафедры психологии образования Института психологии БГПУ свои доклады представили заведующий кафедрой А.В. Музыченко и ее аспирантка В.Ю. Рыбакова («Психологические аспекты формирования имиджа преподавателя высшей школы»); доцент кафедры Ж. И. Казачёнок («Практическое комплексное занятие как форма психолого-педагогического сопровождения развития личности на этапе обучения в учреждении образования»); старший преподаватель кафедры Г. Д. Немцова и заведующий яслями-садом Минска О.Н. Кривицкая («Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей к дошкольному учреждению образования»).
– Работа в секции была организована с обеих сторон очень хорошо как с технической стороны, так и с содержательной, четко и динамично. За 1 час и 45 минут мы смогли прослушать и обсудить шесть выступлений, провести интересную дискуссию по вопросам круглого стола. Доклады вызвали живой интерес у аудитории с одной и с другой стороны, обнаружились точки соприкосновения и взаимные интересы, что может быть актуально для нашего дальнейшего сотрудничества, – считает очный участник конференции в Минске Елена Афанасенкова.
Помимо этого, в рамках работы конференции Елена Афанасенкова провела мастер-класс «Нейрографический рисунок как экспресс-методика в работе педагога-психолога по преодолению проблем личностного развития», а также семинар-практикум «Использование проективных методик «Коллективный рисунок» и «Маска» в практической работе педагога-психолога». Участники семинара-практикума получили уникальную возможность непосредственно от автора разработки узнать о возможностях использования проективных методик в практической работе психолога образования.
По итогам конференции была принята резолюция, в которой предложено активизировать сотрудничество БГПУ с Сахалинским государственным университетом. Сборник материалов конференции и резолюция конференции уже есть на сайте белорусского вуза в свободном доступе.
Как подчеркивает Елена Афанасенкова, важными итогами конференции для нашего университета является не только обмен докладами, научными разработками и последующие публикации, но и перспектива расширения межвузовских научно-практических и образовательных связей с Республикой Беларусь.