С 15 по 20 октября 2018 года в Институте филологии, истории и востоковедения Сахалинского государственного университета прошли курсы повышения квалификации «Обучение корейскому языку в условиях введения профессионального стандарта педагога» и научно-методический семинар «Синтез художественного творчества, лингвистических знаний и культурного наследия в обучении корейскому языку».
Основную категорию слушателей составили учителя и преподаватели корейского языка различного типа, вида и профиля образовательных учреждений Сахалинской области, имеющие начальное профессиональное образование, среднее профессиональное или высшее профессиональное педагогическое образование и стаж педагогической деятельности не менее 1 года. Интерес к семинару, желание к самосовершенствованию и постижению азов будущей профессии проявили и студенты, изучающие корейский язык в качестве основной специальности. Таким образом, общее число участников превысило 50 человек.
Главной целью курсов и семинара организаторы программы определили формирование высокопрофессиональных учителей корейского языка для школ Сахалинской области, обладающих современными знаниями и навыками, которые позволяют эффективно организовывать учебный процесс для обучения корейскому языку учащихся разного возраста в различных типах, видах и профилях образовательных учреждений.
Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя, детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия.
За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.
В настоящее время методика обучения корейскому языку находится в постоянном развитии и совершенствовании. Истоками ее формирования служат эффективные методические поиски, новые данные лингвистики, этнопсихологии, социо- и психолингвистики, культурологии, лингвокультурологии и других смежных наук. На этой основе совершенствуются методические системы обучения.
Все это легло в основу программы курсов и семинара. В этом году к теоретическому материалу были добавлены социокультурные элементы: учителя познакомились с методами изучения языка через практические и творческие занятия. Так, например, на лекциях по специфике народного творчества участники узнавали о декоративно-прикладном искусстве Кореи, а позже своими руками изготавливали традиционные бумажные шкатулки и фонарики. По мнению участников и лекторов, так проще знакомиться и с корейским языком, и с национальной культурой.
– Не может не радовать то, что большинство молодых учителей корейского языка в школах – наши выпускники, – говорит директор института филологии, истории и востоковедения СахГУ Эльвира Лим. – Мы проводим ежегодный мониторинг по трудоустройству своих выпускников и параллельно проверяем то, насколько активно преподается и изучается корейский язык в школах. Ведь именно оттуда к нам приходят наши будущие абитуриенты.
В этом году в рамках проводимых курсов кафедра корейской филологии СахГУ реализует и образовательный модуль для бакалавров и магистров из университетов Республики Кореи. Сахалинский государственный университет стал базовой площадкой для их первого педагогического опыта.
– Все они – будущие учителя корейского языка как иностранного, – отмечает Эльвира Лим. – В корейских университетах студенты выпускных курсов выезжают на практику в другие страны, и вот уже второй год подряд учащиеся южнокорейских вузов выбирают СахГУ. Здесь они работают с нашими преподавателями и студентами, проводят свои показательные открытые занятия.